luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

В интернете появился фрагмент моей книги "Институты правят экономикой"



Меня интересует: каким образом?

Ведь даже у меня электронного варианта нет.

Но уж если появился, то тоже вывешиваю.




***


Лученок А. И. О реформах, импорте институтов и институциональных ловушках
Известный белорусский аналитик и экономист, доктор экономических наук, профессор, завотделом макроэкономической и финансовой политики Института экономики НАН РБ Александр Иванович Лученок подготовил и издал книгу "Институты правят экономикой", где объясняет важность институтов как правил, регулирующих экономику. Выход такой книги это большое событие для Беларуси. С согласия автора публикуем главу из книги и рекомендуем ознакомиться с текстом книги, которую можно приобрести в книжных магазинах.

Почему импорт институтов не всегда эффективен?

Мудрый законодатель начинает не с издания законов,

а с изучения их пригодности для данного общества.

Жан-Жак Руссо

Весьма распространенным вариантом повышения качественного управления считается импорт институтов из другой институциональной матрицы: мол, давайте внедрим порядок оплаты расходов на ЖКХ, существующий в Германии или Франции, - и будет народу счастье.

Процесс заимствования институтов, сформировавшихся в иной институциональной среде, В. М. Полтерович назвал трансплантацией [Трансплантация экономических институтов], хотя, по нашему мнению, в данном случае можно обойтись без заимствованного термина и использовать слова «передача» или «навязывание». Причем термин «передача» целесообразно использовать в тех случаях, когда в стране-получателе чужих институтов нет сильного сопротивления зарубежным новинкам, а «навязывание» - когда новые институциональные нормы воспринимаются значительными группами населения с негативным оттенком. Для страны, перенимающей чужие институты, вполне целесообразно также использование термина «импорт», а для страны, чьи институты берутся за основу, - «экспорт».

Передача новых институтов в корне отличается от продажи технологий. За технологии страны-получатели вынуждены платить, а за навязывание своего институционального продукта страны-экспортеры часто сами готовы многое отдать. В ряде случаев такой «импорт» не только дорого стоит, но даже приобретает кровавый характер, как это произошло, например, на Ближнем Востоке в ходе серии «цветных революций» по западному образцу. Естественно, что страна - экспортер институтов преследует свои цели. Во-первых, при наличии примерно одинаковых институциональных систем легче поставить под политический контроль страну-неофита. Во-вторых, появляется больше возможностей для использования природных ресурсов присоединившейся страны, а также расширения поставок в нее товаров и услуг.

В современных условиях навязывание новых социально- экономических институтов происходит прежде всего через международные организации, в которых доминируют экономически развитые страны. В такой ситуации развивающимся странам «рекомендуются» институты, характерные для развитых стран, и при этом блокируются варианты развития, которые могли бы быть более целесообразны для их институциональной системы. Такие институты далеко не всегда являются оптимальными для страны-получателя, и даже уже внедренные, они могут быть позже полностью или частично отторгнуты.

Опыт показывает, что навязывание неорганичных для институциональной матрицы институтов только снижает эффективность экономической системы. Поэтому ошибкой сторонников внедрения западных подходов в постсоветское общество стала недооценка предшествующего периода развития общества, сформировавшего менталитет иждивенчества при сильном государстве. Именно поэтому значительная часть граждан рассматривают социальную справедливость исходя из принципа Шуры Балаганова «всем поровну», а не «всем по результатам труда». Советский период приучил людей считать рыночное реформирование как не соответствующее традициям и привычкам, поэтому значительное число граждан выступают за сохранение патерналистского государства.

Российские ученые считают импортированные, чуждые сложившимся экономическим отношениям институты скорее протезами, чем трансплантатами. «...Формирование долгосрочной страновой институциональной структуры требует иной, более изощренной и фундаментальной институциональной стратегии, в полной мере учитывающей структуру общества... особенности общестранового развития, факторов, хода и результатов институциональной динамики» [Клайнер Г.Б. Экономика.Моделирование. Математика. Избр.].

Активно содействует попыткам импорта западноевропейских институтов в белорусскую экономику Международный валютный фонд. Но выдвигаемые им требования получают в белорусской экономике такую причудливую реализацию, что эта международная организация задерживает выделение нашей стране кредитов, требуя коренной ломки белорусской институциональной матрицы, что возможно только революционным путем и долгим периодом кризисного перестраивания всей системы институтов.

Между тем институциональные матрицы весьма устойчивы, и для их революционной ломки необходимо формирование совокупности условий, которые в белорусском обществе отсутствуют. Считаем, что в ближайшие годы не следует ожидать или провоцировать революционный переход с Х-матрицы на Y-матрицу. Поэтому представителям международных организаций целесообразно исходить из сложившейся в Беларуси социально-экономической модели и совершенствовать экономический механизм в рамках восточной институциональной матрицы.

В основу совершенствования институциональной системы в рамках восточной матрицы должно быть положено формирование действенных институциональных инструментов, максимально эффективно согласующих интересы участников экономической деятельности с учетом доминирующего положения государства.

Практика показала, что импортирование институтов, не свойственных сложившейся институциональной матрице, обычно оказывается неэффективным. Попытки чрезмерного внедрения рынка в восточную институциональную матрицу приводят к кризисным явлениям в экономике и возникновению институциональных ловушек.

Институциональные ловушки

Люди создают ловушки и сами в них попадают.

Хардли Хавелок. Ренегат

Институциональная ловушка - попадание в тупиковую ситуацию, когда любое управленческое решение ведет лишь к ухудшению ситуации. Под институциональной ловушкой обычно понимается неэффективно устойчивая норма (неэффективный институт). Попав в такую ловушку, система при относительно небольшом внешнем воздействии остается либо неизменной, либо лишь частично меняет параметры своего состояния, а после снятия возмущения возвращается в прежнее равновесие [Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы.].

История показала, что попытки резкого перехода молодых государств на рыночные рельсы во многих случаях оказались неэффективными.

В докладе Всемирного банка отмечалось, что в ряде стран «...результаты сильно отличались от ожидавшихся. Правительства затевали фантастические прожекты. Частные инвесторы, не испытывавшие доверия к государственной политике и не верившие в устойчивое положение лидеров, предпочитали выжидательную тактику. Могущественные правители чинили произвол. Коррупция приняла характер эндемии. Развитие пробуксовывало, и бедность не исчезала» [Всемирный банк. Отчет о мировом развитии. Государство в меняющемся мире]. Российский исследователь в то время отмечал, что «место ушедшего от управления экономикой государства тотчас же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик “мафиозно-олигархического” капитализма вместо капитализма государственного» [Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики].

На практике это означает, что в стране с восточной институциональной матрицей в результате настойчивых попыток «внедрить рынок» может сложиться гибридная институциональная среда с ослабленным государственным управлением и несовершенной системой рыночного саморегулирования, которая позволяет перераспределять богатства в пользу олигархов, старающихся сохранить статус кво благодаря проникновению их представителей в государственный аппарат и депутатский корпус и частичному контролю средств массовой информации. В результате страна попадает в институциональную ловушку, в которой воспроизводится малоэффективная система хозяйствования, поддерживаемая сложившейся системой перераспределения ресурсов.

Причинами формирования институциональных ловушек может быть увлечение классической макроэкономической теорией с игнорированием реального положения дел по недомыслию или исходя из полученного заказа; нарушение последовательности, внутренней логики и взаимосвязанности мероприятий постсоциалистических преобразований; необдуманное внедрение формальных институтов без учета социокультурных факторов, а также непонимание специфики институциональной матрицы, на которой построены общественные отношения в стране. Поэтому дальнейшие попытки внедрить либеральный рынок англосаксонского типа в страну с восточной институциональной матрицей могут превратить отдельные институциональные ловушки в большую институциональную яму.

Пример институциональной ловушки - предпринимаемые попытки импорта из западной институциональной матрицы системы индикативного планирования. На переходе к этой системе настаивают эксперты международных организаций из стран с западной Y-матрицей. Но в институциональной матрице, относящейся к восточному азиатскому типу, не предполагается существенная децентрализация государственного управления, в том числе в сфере планирования. Поэтому принятие решения по переходу к индикативному планированию не облегчит, а затруднит управление экономикой.

Механизм институционального развития, подобно биологическому и технологическому, включает генерирование инноваций, отбор эффективных институтов и их распространение (или навязывание). Навязывание особенно характерно для ведущих западных государств, которые оказывают «помощь» в рыночном реформировании. Перестраивая управление государственным сектором, банковскую систему, регулирование рынков по образцу развитых стран они пытаются облегчить себе контроль за нашими странами, встроив их в свою систему. Естественно, что молодые государства за несколько десятилетий не сумели создать тот финансово-экономического потенциал, который страны Запада накопили в течение столетий, и попадают от них в зависимость.

Таким образом, неудачный импорт институтов из западной институциональной матрицы ставит вопрос о целесообразности использования других подходов к государственному управлению.
ссылка

Tags: Институты правят экономикой
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments