
Но их НАМЕРЕННО делают необоснованными.
Ведь просчитать реальную окупаемость проектов торговых центров не такая уж большая проблема, если умеючи.
Давно ясно, что торговых центров в Минске построено больше, чем их нужно.
При качественном анализе бизнес-плана четко видно, что он не окупится.
Объясняешь это заказчику, а он в ответ: деньги не мои, буду строить.
И строят!
Особо сложная ситуация бывает с проектами под гарантию Минфина (они, правда, не торговые).
Попытки сопротивления лоббистам бесполезны.
Именно из-за таких проектов и растет госдолг.
***
" Михаил Супрунович:
В Беларуси сильно увлеклись тем, чтобы сократить госрегулирование или хотя бы его ослабить.
В Беларуси сильно увлеклись тем, чтобы сократить госрегулирование или хотя бы его ослабить.
— Я знаю направление, где нужно ужесточать государственное регулирование. Допустим, инвестиционные проекты, которые осуществляются в Минске. Нужно ввести очень жесткую экономическую экспертизу этих проектов. Мы настроили массу торговых центров, которые нескоро будут у нас востребованы. Была бы такая экспертиза — мы бы не настроили столько. В том числе и я бы не построил. Лучше бы мы эти деньги инвестировали в промышленность.
Мне в России рассказали анекдот: «Чем бизнесмены отличаются от простых мужиков? Мужику нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. А бизнесмену нужно посадить дерево, вырастить сына и построить торговый центр».
В зале засмеялись, а бизнесмен перешел к следующему вопросу о госрегулировании. Речь пошла о предприятиях, которые сознательно идут в банкротство, имея длительные обязательства перед своими заказчиками.
— Допустим, торговый центр мне построили — и предприятие уходит в банкротство специально, чтобы не нести гарантийные обязательства. Здесь нужно точно какое-то регулирование.
Еще одна проблема в сфере девелопмента, по мнению Супруновича, — высокие ставки налога на землю и недвижимость.
— Сегодня мы, кто вкладывал большие деньги, строил и создавал рабочие места, оказались заложниками своей работы. Вот эти коэффициенты налога на землю, налога на недвижимость, — они нас разоряют. Оказались на коне те, кто ничего не строил, ничего не создавал. Это арендаторы. Извините пожалуйста, уважаемые арендаторы, но это так. Мы говорим о высоких ставках аренды, но вы поймите, что у собственников есть себестоимость арендной платы. У меня в торговом центре Outleto себестоимость квадратного метра аренды семь с половиной долларов. Но арендные ставки чаще ниже, чем эти семь с половиной долларов. То есть мы работаем в убыток. На это тоже надо обратить внимание".
Journal information