luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Проф. Б. Желиба об оплате труда ученых


Достаточно объективно написал.

***
Борис Желиба: Стоять лицом, а не боком…

Немало правильных слов о значении науки сказал в своем докладе и глава государства. О том, что финансирование науки должно быть тесно увязано с результатами ее деятельности, о том, что наука и сама должна зарабатывать, о том, что дело иногда не в деньгах, а в недостатке идей и инновационных проектов, и о том, что надо в университетах готовить специалистов завтрашнего уровня по заявкам нанимателей.

Кто против?
По отношение государства к науке, к сфере образования иногда показывают и конкретные цифры. Доля ВВП, приходящаяся на науку всего 0,5%, когда еще недавно она была 1% и более. Нам только пообещали вернуть ее к прежнему уровню. Тогда как в развитых странах этот показатель доходит до 3%.
Борис Желиба
Лаборатории годами не обновляют оборудование. Зарплаты начинающих научных сотрудников и даже сотрудников среднего звена — низкие. Академик Войтович не так давно обнародовал, что его оплата труда со всеми доплатами за звания и степени укладывается в 900 рублей. Тогда как по Минску средняя зарплата находится в районе 1200 рублей. Ученым уже давно перестало быть престижным.
В докладе верно было отмечено, что остается слабым местом коммерциализация полученных научных разработок: «Ученые создают продукт, чудо, а его не берут в производство».
Борис Желиба
...Почему не поднять другую проблему: почему наша экономика, наши предприятия остаются не восприимчивыми к такому роду разработкам? Это как в советское время: все лучшие изобретения делались талантливыми учеными Советского Союза, а внедрялись они там, на Западе. Порою, вместе с уехавшими туда талантами.

Может потому, что директорат предприятия не желает рисковать. У него, прежде всего, план, над ним не одна инстанция – холдинг, концерн, министерство. Директор не самостоятелен, нужна куча согласований. В конце концов, ему выделена валюта сверху и, не дай Бог, дело не выгорит.

А надо бы, чтобы предприятие, его руководство были в этом отношении самостоятельными и не боялись принять на себя ответственность по внедрению перспективных научно-технологических решений.

То же во многом касается и сферы образования, которую затронул глава государства. Так ли уж отстают наши выпускники вузов от требований сегодняшних реалий? Ведь на их плечах держится и производство, и банки, и управление экономикой. Что ни говори, а молодые способные люди достойно сегодня трудятся и концернах, и в министерствах, в других важных государственных органах.

Это чувствуются по их профессионально грамотным решениям в трудных экономических и финансовых ситуациях. Наконец, профессиональная подготовка специалиста видна и слышна в их публичных выступлениях. И все критики системы образования, достигшие высот (наверное, вопреки ей?) из этой системы и вышли. Как и все мы.
Другой вопрос, что, как отмечают, почти все преподаватели вузов, с каждым годом из школ и колледжей абитуриенты приходят все менее подготовленными. Это несмотря на то, что очередная реформа в этом звене завершается. В отдельных вузах, как шутят студенты, работают или «пенсионеры», или «пионеры».

Зарплата профессора, также как и академика, не допрыгивает до средней по столице. Почасовая оплата труда — что профессора, что доцента — немногим больше полутора доллара. Поинтересуйтесь, сколько в час получает уборщица-эмигрантка в какой-нибудь Германии…

Несмотря на всё, вузы все-таки выпускают вполне современных, подготовленных для прогрессивной экономики специалистов. Если они (не без этого) прилежно учились.

Вопросы можно поставить и по другому: а всегда ли работодатель может предложить такому специалисту современное рабочее место, всегда ли наши предприятия работают в сфере высокой экономики? Почему, к примеру, в Беларуси магистр гарантированно не получает более высокую зарплату, чем, скажем, специалист или бакалавр? Как это, скажем, во Франции.

На съезде ученых можно было поднять и кучу других проблемных тем. Но одна из главных проблем состоит, на наш взгляд, в том, что само государство должно встать лицом и к науке, и к образованию.
Tags: бедность, наука
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment