luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Мошенничество при проведении тендеров

Картинки по запросу тендеры карикатура

В том, что официально принимаемые меры по борьбе с коррупцией, в том числе при проведении тендеров, легко обходятся - ни для кого не секрет.

И для этого есть объективная основа - заинтересованность функционалов в дополнительных доходах.

Поэтому службы, котороые ловят взяточнков, нашли себе некончаемое поле деятельности.

***

Как обустроить Беларусь. Исключить фиктивные тендеры

По официальной статистике, доля открытых и конкурентных госзакупок в Беларуси мизерна — менее 4% от общего количества процедур государственных закупок. Однако даже среди этих, казалось бы, прозрачных и честных процедур, зачастую встречаются фиктивные тендеры.

Суть фиктивного тендера заключается в том, что решение о покупке товара или услуги у «нужного» поставщика и по «честной» цене принимается задолго до проведения самого тендера, а техническое задание и вся тендерная документация подгоняются под заранее определенного победителя.

Таким образом, все, что видят сторонние наблюдатели и прочие участники торгов — это всего лишь имитация, или, если хотите, фикция торгов и выбора победителя, необходимая, чтобы продемонстрировать соблюдение законности и прикрыть себя от внимания правоохранительных органов. Мотивы должностных лиц в организации подобных фокусов с открытыми закупками очевидны – это процент «отката».

Схема организации фиктивного тендера достаточно проста и включает несколько шагов, сопровождающихся стандартным набором действий, которые за собой оставляют целый набор улик-маркеров, что и позволяет заподозрить мошенничество.

На первом этапе задолго до проведения тендера ушлый менеджер по продажам встречается с представителем отдела закупок, который отвечает за формирование тендерного задания и организацию торгов, чтобы согласовать технические характеристики предмета закупки, цену, сроки поставки, сроки оплаты и другие существенные условия сделки. Размер «отката», а также условия его выплаты обсуждаются также на этом этапе.

В результате плодотворного сотрудничества представителей поставщика и закупщика формируется техническое задание и спецификация, которые содержат такие требования, которые может выполнить исключительно «нужный» поставщик. Это могут быть особый цвет, размер, тип, комплектность, совместимость с чем-либо, соответствие специальному стандарту и другие технические характеристики. Часто в тендерной документации встречается фирменное наименование или бренд будущего победителя торгов.

Также активно используется такой параметр, как крайне короткий срок поставки, поскольку у «нужного» поставщика к моменту проведения тендера товар уже готов и пылится на складе, в то время как конкурентам товар еще нужно произвести и доставить.

Если всех вышеперечисленных ухищрений недостаточно и нужный товар не удается сделать «уникальным», то «уникальным» становится поставщик. В тендерную документацию добавляются специальные квалификационные требования к поставщику, которые могут включать наличие необходимого штата сотрудников, производственных активов или вовсе какой-нибудь ненужной справки или сертификата. Главное отличие неадекватных технических условий и квалификационных требований – это их избыточность, строгость и «подстроенность» под конкретного поставщика.

Следующим шагом является проведение отрытого тендера или аукциона. Чтобы тендер состоялся, в соответствии с законодательством необходимо наличие по меньшей мере двух поставщиков, и, поскольку на предыдущем этапе все «ненужные» поставщики исключены с помощью строгих технических условий и квалификационных требований, то в тендер необходимо включить участника-статиста.  Это может быть аффилированная фирма, как в случае со знаменитой закупкой валидаторов для Минсктранса, или сторонняя фирма-партнер, которая никогда не участвует в подобных тендерах, или даже реальный конкурент, с которым у победителя «договорняк».

Последним шагом является процедура выбора победителя и заключение контракта. Если на этом этапе оказывается, что все-таки среди предложений участников торгов, несмотря на все ухищрения, затесалось предложение конкурента, то его стараются исключить по надуманным причинам.

Например, не тот оттенок, несущественно отличается размер, срок поставки на пару дней больше и так далее - тут главное доказать, что у конкурента «гранаты не той системы». Ну а если уж и это не получается, то тендер отменяют и проводят по новой и с новыми, еще более строгими требованиями. Хотя в большинстве случаев уже с первого раза побеждает «нужный» поставщик, и в этом, кстати, и заключается «профессионализм» закупщика.

Можно ли как-то изменить ситуацию и сократить число фиктивных тендеров? Можно! Но об этом в другом материале.
Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

ссылка

***
В общественном транспорте Минска установили «золотые» компостеры
Каждый электронный компостер обошелся бюджету города в сумму порядка 730 долларов...


Оснащение каждого минского автобуса или троллейбуса системой электронной оплаты проезда стоило несколько тысяч долларов. Конечно, новое оборудование и программное обеспечение к нему и не могут стоить дешево. Однако в данном случае все же есть основания предположить, что ответственные чиновники государственного предприятия «Минсктранс» потратили деньги, как минимум, нерационально.

Как сообщил Naviny.by руководитель проекта «Кошт урада» (исследовательский центр BIPART) Владимир Ковалкин, только 1730 электронных компостеров обошлись бюджету города почти в 12,5 млрд. рублей. За каждый компостер было уплачено 7,2 млн. рублей или порядка 730 долларов.

Владимир Ковалкин отметил, что, согласно информации, размещенной в открытом доступе на сайте госзакупок, в конкурсе на поставку оборудования участвовали всего две компании, одна из которых по отношению к другой является дочерней.

«Возникает вопрос, насколько качественна была тендерная процедура», — сказал Владимир Ковалкин.

Победителем признана компания, предложившая меньшую цену — СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA), являющаяся дочерней компании «НИИЭВМсервис».

«Мы провели тендер согласно нормам законодательства», — сказал в комментарии для Naviny.byпредседатель тендерной комиссии, первый заместитель генерального директора «Минсктранса» Николай Гапанович. О том, почему в тендере принимали участие только две и при этом родственные компании, он говорить не стал.

Для общественного транспорта Минска победитель тендера поставил польские электронные компостеры модели KRG-6K, которые разработала и изготовила компании R&G Plus. Специальное программное обеспечение под компостеры писали специалисты «Международного делового альянса».

Терминалы бесконтактных карт (те самые валидаторы) — белорусского производства. Разработку, изготовление и специальное программное обеспечение осуществляли «Международный деловой альянс» и ОДО «Проток-Люкс».

Как отметил в комментарии для Naviny.by директор «НИИЭВМсервис» Сергей Солодухо, тендер был открытый, участвовать в нем могли все желающие: «Законодательство не запрещает дочерней и материнской компаниям участвовать в конкурсе. Более того, соответственно нашему законодательству тендер вообще не состоялся бы, если бы участвовала одна компания. Не состоится, значит, вопросы не будут решаться».

Директор «НИИЭВМсервис» отметил, что «Минсктранс», пойдя на внедрение электронной системы оплаты, поставил высокие цели: «Каждый валидатор связан с микрокомпьютером, который стоит у водителя, и центром обработки данных «Минсктранса». В результате аккумулируется информация, сколько на какой остановке зашло пассажиров, каким образом оплатили проезд. Анализ данных позволит усовершенствовать график движения. И это стоит денег».

Но почему все же оборудование настолько дорогое?

Во-первых, сказал Сергей Солодухо, «свои три копейки надо как-то зарабатывать». Кроме того, дешевым современное оборудование, фактически маленький компьютер, быть не может: «Это действительно дорогое оборудование, помимо программного обеспечения оно имеет антивандальную защиту, что требует специальной технологии изготовления».

В тендерных условиях упоминается и аналогичное польским компостерам оборудование. Бортовые принтеры, как по-другому называют электронные компостеры, также производит компания Mikroelektronika из Чехии.

Руководитель проектов компании Мартин Коубек в комментарии для Naviny.by отметил, что «если сравнивать продукцию аналогичного функционала, цена продукции компании Mikroelektronika гораздо дешевле, чем 730 долларов». При этом он отметил, что многое зависит от условий формирования цены и ее структуры.

Например, в самой Польше электронный компостер KRG-6K можно купить за 300 злотых, то есть за 100 долларов.

«У нашей компании опыт внедрения подобных проектов — более 20 лет, — сказал Мартин Коубек. — Оборудование нашей компании поставлено в 35 стран, в том числе в Российскую Федерацию и Украину. К сожалению, в Минске победило конкурсное предложение, которое можно назвать экспериментальным. Возможно, это одна из причин того, что с работоспособностью оборудования случаются проблемы».

Мартин Коубек отметил, что оборудование Mikroelektronika было частью коммерческого предложения для компании «Международный деловой альянс», но он не знает, почему более выгодное, на его взгляд, предложение осталось за бортом.

Возможно, дело в окончательной цене, которую формировала не Mikroelektronika, предположил Коубек: «Определение цен является прерогативой компании «Международный деловой альянс». На окончательную цену у нас не было никакого влияния. Не исключено, что цена нашего коммерческого предложения была ниже, чем у победителя. Мы понимаем, что у одного из вариантов были преференции. Вы видите, что разница в ценовом предложении незначительна. Если проходит серьезный открытый конкурс, обычно диапазон цен больше».

Закупка электронных компостеров и валидаторов для общественного транспорта подняла вопрос гражданского контроля за государственными закупками, отметил Владимир Ковалкин.

«Если до общественности будет доводиться информация о сомнительных, с нашей точки зрения, закупках, сотни других подобных сделок могут не состояться. Ответственные лица задумаются, стоит ли это делать. Наша гражданская позиция заключается в том, чтобы представить документы общественности и обратить на них внимание компетентных органов. А Комитет государственного контроля, государственной безопасности, МВД и прокуратура могут оценить, является ли тендерная документация основанием для процессуальных действий», — сказал руководитель проекта «Кошт урада».

Владимир Ковалкин отметил, что в год проходит около 50 тысяч процедур по госзакупками, отследить которые контролирующим органам не так просто. Для этого и нужна небезразличная к тому, как расходуются государственные средства, общественность: «Я надеюсь, что если у нас борются с коррупцией, то будут рады тому, что граждане действуют таким образом».

Кстати, закупка оборудования для электронной системы оплаты проезда в городском транспорте Минска продолжается. «Минсктранс» объявил еще один аукцион для поставщиков валидаторов, компостеров, систем для пополнения счета и приборов контроля проезда.
ссылка

Tags: коррупция, тендеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment