luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Category:

Л.Фридкин написал то, на что не осмелился А.Челин

Валентин Калининский "Конфликт интересов"Главный редактор "Экономической газеты" Л.Фридкин считает, что "ресурсы и амбиции бизнеса растут. И он все меньше желает довольствоваться ролью домашней скотинки, удел которой – давать молоко, пока хозяин-чиновник не решит пускать его на мясо.Смиренные просьбы о поблажках тут не помогут. Когда белорусский бизнес поймет, что бесполезно просить их у правящей бюрократии, он из мелкобуржуазной прослойки превратится в не склонный к истерикам политический класс".

Со своей стороны могу сказать, что "Национальная платформа бизнеса Беларуси-2017" скорее похожа не на рекомендации для правительства по развитию бизнеса, а на программу мелкообуржуазных либералов. И хотя наиболее известный защитник предпринимателей сказал мне сегодня в бане, что Романчук только рядом с платформой стоял, но как-то слабо верится, иначе он бы не шел на ассамблее как один из основных докладчиков.

***
Чрезмерные ожидания и мелкобуржуазная истерика
March 12, 2017
Л.Фридкин
Результаты XVIII ассамблеи деловых кругов удостоились весьма неоднозначных оценок. Одни пребывают в легкой эйфории от своих предложений, внимания властей и СМИ. Другие шокированы дерзостью этих предложений, а третьи разочарованы их заведомой несбыточностью и набором очередных туманных обещаний.

Среди публикаций, посвященных ассамблее и «Национальной платформе бизнеса Беларуси-2017», меня заинтересовала статья А.Челина «Малый и средний бизнес: чрезмерные ожидания» (http://nmnby.eu/news/analytics/6284.html). Ее автор дал забавный анализ причин возобновления внимания властей к нуждам малого и среднего бизнеса. Действительно, стагнация производства уменьшила поступления в бюджет и ограничила финансовые возможности госорганов. К числу проблем и их причин я бы добавил сокращение скрытых нефтегазовых дотаций из-за сокращения «вилки» между мировыми ценами на углеводороды и ценами, по которым их получает Беларусь из России, прочие проблемы на внешних рынках, забуксовавшие внешние кредиты, а главное – все большую очевидность тупика, в который заводит экономику административно-командная система, цепляющаяся за приоритетность госсектора. Но г-н Челин вряд ли со мной согласится.

Итак, власти сейчас судорожно ищут новые источники для пополнения казны и поддержания социального мира. Естественным ресурсом здесь кажется частный бизнес. Аналогичная попытка предпринималась 6 лет с помощью приснопамятной Директивы № 4. Тогда чиновники надеялись, что слегка «открутив гайки», можно стимулировать деловую активность. Но фокус не удался: значительная часть бизнеса не поверила, что «раскрепощение и либерализация» всерьез и надолго – и не ошиблась. А потому вместо создания новых рабочих мест и инвестиций многие бизнесмены воспользовались предоставленными возможностями для минимизации налогов и вывода сэкономленных средств на личное потребление или куда-нибудь подальше от загребущих лап государства. Это было вполне ожидаемо. Многократно демонстрируемое властями на высшем уровне неуважение к частной собственности создали колоссальный запас недоверия. Невозможно растопить его толщу с помощью расплывчатых и неконкретных обещаний отдельных министров и их замов. Все знают, кто принимает окончательные решения. Некоторые шибко злопамятные до сих пор помнят весьма скромные результаты обещаний Директивы № 4.

Приведенный г-ном Челиным упадок удельного веса субъектов МСП в инвестициях в основной капитал в 2010-2016 гг. выглядит удручающе, как и динамика других показателей. Но на фоне общего спада это вполне закономерно. Частники менее всего склонны рисковать своими деньгами в условиях затяжной рецессии и высокой неопределенности перспектив улучшения ситуации. Опросы, проведенные бизнес-союзами и ИПМ, наглядно показывают всю глубину этих настроений, которые еще больше усугубляются с каждым креативом властей и судебной практикой. Потому-то МСП не спешит расхлебывать проблемы, порожденные ляпами правительства.

Весьма забавно выглядит признание о том, что «после пинка сверху чиновники вдруг стали проявлять повышенную заботу о предпринимателях». А как же иначе: в бюрократическом государстве все делается «по пинку». Еще забавнее, с какой охотой «функционеры» бизнес-союзов бросились помогать чиновникам проявлять эту заботу, старательно собирая для них все точки ее приложения: от упрощения процедуры регистрации/ликвидации предприятий до сокращения проверок, смягчении санитарных норм и т.п. И тут, как обнаружил г-н Челин, на сцену выруливают «либеральные идеологи», подзуживающие бизнес-союзы покуситься на позиции властных структур, чтобы «расширить видимые им одним трещины в административной системе».

Впрочем, эти трещины нынче видны невооруженным глазом все большему числу граждан, не претендующих на роль идеологов и ранее не замеченных в пристрастии к либерализму. К тому же, кажется во всех трех последних национальных платформах, наряду с пожеланиями сократить налоговую нагрузку и долю льготных кредитов, значатся вписанные фантазиями г-на Романчука призывы обеспечить полную прозрачность доходов и расходов всех органов госуправления, публиковать на сайте Минфина полную и детальную информацию о прошлых, настоящих и будущих бюджетных расходах этих органов в рамках бюджетного процесса и направлять на поддержку частного бизнеса не менее 1% от собственных доходов консолидируемых бюджетов областей и г. Минска.

Чем эти так ужасны эти «цветочки» и «ягодки» и почему они так беспокоят иных белорусских ученых и публицистов? Брали бы пример с наших чиновников. Они-то отнеслись к дерзости авторов платформ вполне индифферентно. Замминистра финансов Д.Кийко снисходительно объяснил на ассамблее, что прозрачность информации о бюджетном процессе неуклонно растет в плановом порядке. Он даже не снизошел поинтересовться, кого конкретно так волнует сей процесс. Ну, допустим, в свободном доступе появится огромный массив информации о доходах и расходах бюджета. Дюжина блогеров и околовсяческих экспертов надергает из него пару-тройку цифр для своих пламенных опусов на потеху узкого круга любознательных. Что дальше: парламент под давлением общественности потребует пересмотра госпрограмм или отставки правительства? Кто-либо запретит президенту своими указами корректировать бюджет и перенаправлять куда угодно финансовые потоки? Так далеко смелость наших бизнес-союзов не заходит.

Столь же спокойно г-н Кийко объяснил, что никакого снижения налоговой нагрузки по уважительным причинам в ближайшее время не предвидится, налоговые льготы и без «платформенных» подсказок пересматриваются, а предложения радикального сокращения отдельных налогов совершенно необоснованны, ибо не предполагают реальных мер по компенсации выпадающих доходов бюджета. Тут г-н Челин зря беспокоился. Минфиновские «бухгалтеры» на своем ринге легко уделают автора не обоснованных расчетами и откровенно популистских пунктов платформы по бюджетно-налоговым вопросам. Никакие курсы не помогут. Так что, обещанный «набег предпринимателей» для разборки бюджета в лучшем случае ограничится приятной беседой на общественно-консультативном совете.

Возможно, «функционеры от предпринимательства так не поняли главную причину ослабления регулирования бизнеса», как уверяет г-н Челин. Но скорее, все они поняли - люди опытные, не вчера родились. Тут действительно все просто, хотя метафора насчет спущенных ранней весной в голодной деревне с цепи собак, для самостоятельного поиска пропитания, на мой взгляд, не точна. Скорее бизнес сейчас кажется чиновникам овцами, выпущенными в поле, чтобы нагуляли жирка и обросли шерсткой. Чтоб потом выполнить план по настригу шерсти и сдаче мяса в живом весе. Ради  этого можно и кое-какие поблажки дать. Не ослабляя в целом госрегулирование и уж тем более, не отдавая властные полномочия.

Более чем скромная численность деловых союзов и мизерный процент выполнения предложений нацплатформ (как, впрочем, и многих правительственных программ и стратегий) наглядно показывают, что лоббистские возможности союзов весьма ограничены, а влияние на правительство – минимально. Дело здесь не в амбициях некоторых функционеров. Они-то как раз публика вполне благонамеренная и лояльная, а их идеологические консультанты, слывущие жуткими либералами, чаще всего ничего, кроме популистских лозунгов, предложить не в состоянии, а потому не опасны. Даже если кто-то и будет допущен «в хозяйские хоромы», как предполагает г-н Челин, то не «на плечах недовольных предпринимателей», а с соизволения начальства и в строго дозированном числе и с весьма скромными объемами полномочий и пайка c «хозяйского стола». Так что «предпринимательские функционеры» вполне сознают, каково их «реальное место в системе госуправления». Они готовы участвовать в разных комиссиях, согласны, чтобы их мнение лишь частично учитывалось при разработке нормативных документов и, за редчайшим исключением, менее всего склонны дразнить власть и вступать с ней в конфронтацию. Это не исключает некоторой критики и пышной риторики, но таковы законы шоу.



Такое положение многих устраивает, хотя кого-то раздражает псевдолиберальная риторика, а некоторых – другая крайность, сильно смахивающая на красно-коричневую. Но изменения в социально-экономической формации определяют не субъективные мнения и амбиции, а объективные факторы. Как бы власти ни старались сдерживать этот процесс, ресурсы и амбиции бизнеса растут. И он все меньше желает довольствоваться ролью домашней скотинки, удел которой – давать молоко, пока хозяин-чиновник не решит пускать его на мясо. Смиренные просьбы о поблажках тут не помогут. Когда белорусский бизнес поймет, что бесполезно просить их у правящей бюрократии, он из мелкобуржуазной прослойки превратится в не склонный к истерикам политический класс. А уж он, как это не раз бывало в мировой истории, начнет домогаться не «ослабления цепей госрегулирования», а всей полноты власти. Потому как бизнес почувствует себя уверенно лишь тогда, когда изменится система общественных координат и вся деятельность государства будет направлена на защиту его интересов, а не кучки чиновников и их приближенных...
ссылка
Tags: Челин, предпринимательство
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment