luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Необходимость погашения внешнего долга поддерживает рецессию

Полезный материал В.Акулича.

***
"Население и вслед за ним банки сократили объем поддержки других экономических агентов: предприятий, Нацбанка и правительства. Разницу на 80% закрыл остальной мир (внешний сектор), значительно увеличив объем оказываемой поддержки. При этом правительство стало забирать для погашения внешнего долга гораздо больший объем поддержки, в результате чего предприятия испытывают стесненность в финансовых ресурсах. Такая картина вырисовывается, если анализировать данные межсекторального баланса финансовых потоков.
Опубликованные в конце июня данные баланса финансовых потоков Беларуси за первый квартал текущего года (табл. 1) показывают, что по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 2) население сократило поддержку других экономических агентов сразу в 4,6 раза или на 19,8 трлн. BYR (с 26,3 трлн. BYR до 6,5 трлн. BYR). В первую очередь это ощутили на себе коммерческие банки, поскольку 99% своих свободных средств население размещало в виде банковских вкладов. В итоге существенно сократилась ресурсная база банков, и сузились их возможности по кредитованию экономики. Не помогло даже привлечение ими средств из-за границы на сумму 4,7 трлн. BYR (табл. 1).
Как следствие, согласно данным того же баланса  финансовых потоков, банки снизили поддержку других экономических агентов в 2 раза или на 19,5 трлн. BYR (с 43,5 трлн. до 24,0 трлн. BYR). При этом кредитная поддержка предприятий снизилась лишь на 9,7 трлн. BYR или на 43%. Чтобы не допустить двукратного снижения поддержки предприятий, банкам пришлось снизить поддержку Правительства и Национального банка (на 2,1 и 7,3 трлн. BYR соответственно).
Недополученные 20 трлн. BYR от населения и банков, другие экономические агенты практически полностью компенсировали за счет остального мира. Поддержка со стороны последнего выросла на 17 трлн. BYR. В итоге общая поддержка экономических агентов со стороны чистых кредиторов  (населения, банков и остального мира) составила в первом квартале текущего года 53,1 трлн. BYR или 24% к ВВП. Для сравнения в первом квартале прошлого года она составляла – 58,3 трлн. BYR или 30% к ВВП. То есть общее снижение в итоге составило 5,2 трлн. BYR или 20% в реальном выражении (с учетом инфляции).
В первом квартале пятая часть (20%) из общего объема поддержки пришлась на правительство. Никогда прежде правительство не забирало такую значительную долю ресурсов. В 2013-2015 гг. среднее значение этой доли составляло всего 1,3%. В первом квартале прошлого года правительство вообще являлось чистым кредитором, а не чистым заемщиком. По сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года поддержка правительства увеличилась на 12,6 трлн. BYR. Таким образом, правительство оттянуло на себя значительную часть имеющегося объема поддержки. Если раньше предприятия забирали почти 4/5 (76%) общего объема поддержки, то в этом году 3/5 (58%). Недостающую 1/5 часть ресурсов забрало правительство.
Сокращение общего объема поддержки, появление нового крупного заемщика ресурсов в лице правительства, сокращение объема кредитования со стороны банков, увеличение отчислений в бюджет, привело к сокращению поддержки предприятий (на 13,5 трлн. BYR) или с 23% к ВВП до 14,5% к ВВП.
Таблица 1. Сальдированный баланс финансовых потоков Беларуси за январь – март 2016 г., млрд. BYR

Источник: Статистический бюллетень Нацбанка, №6, 2016, С. 26

Таблица 2. Сальдированный баланс финансовых потоков Беларуси за январь – март 2015 г., млрд. BYR

Источник: Бюллетень банковской статистики, №6, 2015, С. 30

Сверхпотребление в первом квартале текущего года составило 2,6 млрд. USD в долларовом выражении или 25% к ВВП. Из них, – 1,47 млрд. USD или 58% от общей суммы профинансировал остальной мир (рис. 1, табл. 3). Здесь порядок цифр совпадает с данными платежного баланса, согласно которым приток иностранного капитала в страну в первом квартале составил 1,27 млрд. USD, из которых 1 млрд. USD составили реинвестированные предприятиями-нерезидентами доходы. Возможно, разница в цифрах объясняется курсовыми разницами, поскольку баланс финансовых потоков представляется Нацбанком в белорусских рублях, а платежный баланс – в долларовом выражении.

Рис. 1. Экономические агенты, финансирующие дисбаланс

Таблица 3. Вклад в финансирование общего дисбаланса отдельных агентов, % к итогу

Источник: Расчет CASE Belarus по данным Нацбанка

Стоит отметить, что в первом квартале всегда отмечается всплеск сверхпотребления из-за фактора сезонности. Им как раз и служит реинвестирование доходов нерезидентами, которое происходит на протяжении всего первого квартала с пиком в марте месяце. Без миллиарда долларов реинвестированных доходов сверхпотребление в первом квартале составило 15,6% и соответствовало уровню прошлого года (15,9%).

По этой же причине в первом квартале завышена доля сверхпотребления у предприятий. Часть этого сверхпотребления пришлось на предприятия с иностранной формой собственности, а не на госпредприятия и не на частные предприятия с белорусским капиталом. В последующих кварталах величина сверхпотребления снизится, как по предприятиям, так и по экономике в целом.

Учитывая этот факт, вклад Нацбанка и правительства в общий дисбаланс в первом квартале, равный соответственно 21 и 20%, выглядит особенно внушительным (рис. 2, табл. 4). Расчеты показывают, что без миллиарда реинвестированных доходов, этот вклад составлял бы соответственно 34,5 и 32%.  То есть дисбаланс сейчас примерно поровну (по 1/3) распределяется между Нацбанком, правительством и предприятиями. При этом суммарно на Нацбанк и правительство приходится 66,5% от общего дисбаланса, а на предприятия – 33,5%. В предыдущие годы (за исключением 2011 г.) подавляющий вклад в общий дисбаланс вносили как раз предприятия (57-86%). Столь значительного оттягивания средств со стороны сектора госуправления и органов денежно-кредитного регулирования еще не наблюдалось.

Рис. 2. Экономические агенты, создающие дисбаланс в экономике

Таблица 4. Вклад в общий дисбаланс отдельных агентов, в % к итогу

Источник: Расчет CASE Belarus по данным Нацбанка

Это подтверждает выводы отдельных исследователей о том, что нынешняя рецессия в экономике Беларуси тесно связана с внешним долговым кризисом, который переживает страна. Значительная часть ресурсов направляется органами госуправления на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего валютного долга. Это сужает возможности для инвестирования в реальный сектор экономики и во многом обуславливает депрессивность инвестиционного процесса.

По всей видимости, ранее одолженные средства были инвестированы в проекты, которые не дали должной отдачи, не смогли привести к существенному увеличению валютной экспортной выручки и улучшению текущего счета платежного баланса. Поэтому страна столкнулась с долговым кризисом.

В 2008-2010 гг. в среднем 20% валового накопления основного капитала в Беларуси формировалось за счет прироста чистого внешнего долга. В 2013 году этот показатель составлял 26% (рис. 3).

Рис. 3. Доля валового накопления, обеспеченная за счет прироста чистого внешнего долга (ЧВД)

В 2016 году, средства, вложенные в 2008-2010 годах, уже должны были дать отдачу. Но, похоже, этого не происходит. Рассчитываться по долгам приходится в условиях, когда валютная экспортная выручка не только не увеличилась, но даже сократилась.

Автор: Владимир Акулич
ссылка

Tags: финансы
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments