luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Либеральный сценарий - не единственный?

Статья А.Челина в "Нашем мнении".

Вопрос, конечно, дискуссионный.
Каково Ваше мнение на этот счет?

Незарегистрированные комментаторы увидят свое мнение после просмотра модератором.


***

Правительственные экономисты ищут выход
В последнее время с участием государственных чиновников был проведен ряд совещаний и круглых столов, посвященных поиску новых путей развития страны. Необходимость в таких мероприятиях обусловлена кризисом государственной экономической политики, приведшей к серьезным проблемам в реальном секторе экономики.

Еще недавно государственным экономистам было все ясно: нужно любыми способами получить кредит МВФ. Поэтому экономическая политика подстраивалась под требования этой организации. Требования известные: переход на либеральные стандарты регулирования экономики с максимальным ослаблением роли государства, передача предприятий в частную собственность, введение свободного ценообразования и ограничение доходов домашних хозяйств. Под такую политику была даже издана идеологически верная либерализму книга под названием «Бюджетная диета». Ее поддержали представители «свободного» рынка форекс, пролиберально финансируемые господа и также доверчивые читатели экономической тематики в независимых СМИ и интернете.




Была ужесточена монетарная политика, проведена деноминация, повышены тарифы на ЖКХ, введены свободные цены на товары даже для социально защищенных слоев населения, заморожена заработная плата бюджетникам, ограничены другие доходы домашних хозяйств и образовано министерство антимонопольного регулирования и торговли с красивой аббревиатурой «МАРТ». Но оказалось, что предпринятые меры серьезных положительных результатов не дали, а политика Нацбанка привела к сокращению внутреннего спроса, снижению сбыта товаров и углублению кризиса реального сектора.

При этом команде реформаторов не удалось ослабить роль государства в экономике: приватизация не началась, закон об индикативном планировании так и не был принят, властные полномочия чиновников отнюдь не уменьшились. Определенные, но сомнительные результаты были достигнуты лишь в отношении уровня жизни граждан: за 2015 г. реально располагаемые доходы населения снизились на 5,9%, выросла и безработица, которую официальная статистика предпочитает замечать лишь частично (в виде роста числа граждан, обратившихся в службы занятости). То есть, несмотря на предпринятые усилия, доминирование государства в экономике не ослабло и ослабляться не собирается. Привлечение же во власть сторонников рыночной экономики оказалось тактическим ходом для получения кредита МВФ.

Представителей Международного валютного фонда результаты деятельности реформаторов также не удовлетворили, и кредит, на который надеялись еще в прошлом году, до сих пор не получен. Последняя миссия МВФ уехала недовольная, пообещав деньги только в случае реализации быстрых, фундаментальных и необратимых структурных реформ. Мол, сломайте сложившуюся в Беларуси социально-экономическую модель – тогда и приходите за деньгами. Причем у специалистов нет иллюзий: опыт восточноевропейских стран и России показал: такая ломка займет не один год, падение ВВП и промышленного производства будет продолжаться, а уровень жизни населения еще больше снизится.

На пятом Всебелорусском народном собрании были поставлены совершенно другие задачи, плохо коррелирующиеся с директивами МВФ. Дано указание за пять лет увеличить валовой внутренний продукт, производительность труда и сельскохозяйственное производство на 12-15%, выпуск промышленной продукции – на 9-15%, а экспорт товаров и услуг – вообще на 21-25%.

Даже если закрыть глаза на запланированное почти двукратное опережение экспорта над ростом производства (что маловероятно), возникает вопрос о резервах требуемого роста. В программе эти резервы изложены не в виде конкретных мер, а скорее в форме лозунгов. В частности, для совершенствования государственного управления предложены уже набившие оскомину призывы по разграничению функции государства как регулятора и как собственника, по сокращению дублирующих функций госорганов, расширению полномочий органов местного управления, укреплению позиций Национального собрания Республики Беларусь на международной арене, повышению престижа государственной службы и так далее. Такие шаманские фразы произносятся регулярно, а экономика продолжает углубляться в кризис: за 5 месяцев 2016 г. ВВП снизился на 2,8%, производительность труда упала на 1,6%, а экспорт товаров и услуг сократился на 16,1%, хотя постановлением Совмина планировался рост на 1,3%. Этим же документом предполагалось, что реальные доходы населения останутся неизменными, но даже официальная статистика показывает их снижение на 6,9%.

Пустыми лозунгами оказался текст и других разделов принятой программы. Например, в разделе по снижению затрат и повышению качества продукции декларируется необходимость уменьшения затрат путем сокращения условно–постоянных и непроизводственных расходов; технологического переоснащения промышленных производств; установления прогрессивных норм расхода сырья, материалов за счет сокращения отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных ресурсов  и так далее.

Возможно, в документах такого уровня и положено говорить общими фразами. Однако анализ разработанных мер по реализации принятых решений приводит к выводу, что реальные предложения по программе выхода из кризиса еще не придуманы. Ведь к 2020 г. намечается снизить инфляцию до 5%, что при сохранении монетаристской стратегии регулирования экономики означает дальнейшее сокращение внутреннего спроса, обострение кризиса в реальном секторе и ухудшение ситуации в сфере домашних хозяйств. В результате представляется весьма оптимистичным (если не фантастическим) заложенный в программе рост реальных доходов на 9,5-11,6%.

При таких заданиях стала очевидной бесперспективность либеральных подходов и уязвимость положения государственных чиновников, проповедующих эти взгляды. Один из представителей либеральных управленцев ситуацию вовремя просчитал и уже сменил место работы. Остальных государственных экономистов так просто не отпустят. Поэтому им нужно корректировать свои взгляды и искать другие драйверы экономического роста. Это и обусловило их активность в проведении своеобразных «мозговых штурмов» в НИЭИ Министерства экономики, Национальном банке, других ведомствах.

В плане новых подходов, высказанных в ходе дискуссий, представляет интерес точка зрения, согласно которой трудности внедрения рыночных инструментов связаны со спецификой белорусской институциональной матрицы. В самом упрощенном виде можно выделить два основных вида институциональных матриц – западноевропейскую и азиатскую. Если первая базируется на рыночных инструментах, то в азиатской модели рыночные элементы хотя и присутствуют, но играют вспомогательную роль. Распределение значительной части ресурсов (в том числе финансовых) осуществляется нерыночными методами и часто по нерыночным ценам.

Институциональные матрицы весьма устойчивы и для их революционной ломки необходимо формирование совокупности условий, которые в белорусском обществе отсутствуют. Поэтому представителям международных организаций следует исходить из сложившейся в Беларуси социально-экономической модели и не пытаться ее кардинально реформировать, а помогать развивать экономику исходя из объективных условий.

В свою очередь, администраторам высшего уровня при совершенствовании систем управления целесообразно поступать с учетом специфики белорусских неформальных институтов и шире использовать опыт стран с аналогичной азиатской институциональной матрицей (Китай, Сингапур).

В Китае, например, как и в Беларуси, во многих отраслях промышленности доминирует государственная собственность. Причем многие государственные предприятия также малоэффективны, но китайские власти не приемлют массовую приватизацию и считают, чтогосударство должно сохранять контроль над ведущими отраслями, выделяя им дешевые кредиты и субсидии. Эти финансовые средства направляются на реальное реформирование госпредприятий с целью повышения их эффективности, а неудачники ликвидируются. Для того, чтобы работники закрываемых предприятий не слишком роптали, им предоставляют работу в дочерних государственных компаниях или же они получают солидную компенсацию. Причем компенсация может достигать размера их средней зарплаты за шесть лет. Таких денег хватает для переквалификации или для переезда в районы с недостатком рабочей силы. Выплата больших выходных пособий государству выгоднее, чем постоянное предоставление дотаций убыточным предприятиям.

Хотя в последнее время сторонники западноевропейского пути развития предсказывают скорый кризис Китая под грузом госсобственности, эта страна по-прежнему развивается весьма динамично. Более того, в Китае сделали упор на внешнеэкономическую экспансию госпредприятий, полагая, что на мировых рынках конкуренцию можно выдержать только с помощью господдержки.

Копировать китайский путь развития один к одному в Беларуси не получится из-за различий в менталитете и финансовых возможностях. Поэтому необходимо определяться со своим путем, но он не обязательно должен быть таким, какой навязывают сторонники квазилиберальных подходов, которые уже не используются в ведущих странах мира, но весьма рекомендуемы для ломки сложившихся в развивающихся странах институциональных систем.
ссылка
Tags: Челин, институционализм, матрица
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments