luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

У нас правят неформальные институты?

Речь идет о России, но во многом приведенный ниже фрагмент может быть отнесен и к Беларуси.

***

Относительно бедные государства редко имеют возможность выполнять многие функции, присущие более богатым странам.
Крайне сложно предположить, что за $300 в месяц полицейские, например, будут качественно исполнять свои обязанности, даже если все они поголовно патриоты и государственники. Вряд ли бизнес будет полностью платить все налоги, если предприниматели понимают, что никаких общественных благ правительство предоставлять не намерено. Мала вероятность и того, что чиновники начнут работать эффективнее, если их доходы (по крайней мере официальные) окажутся сопоставимы с прожиточным минимумом.



Именно потому в относительно неблагополучных странах жизнь идет по давно известному принципу: бюрократия делает вид, что устанавливает правила и обеспечивает их выполнение, а население прикидывается, что знает и соблюдает существующие законы. На практике же создается среда неформальных договоренностей, расцветает «серая» экономика, и возникает общество, лозунгом которого становится Anything goes!
Все знают, сколько человеку нужно собрать справок, чтобы, например, получить пенсию с учетом инвалидности (кроме того, эту инвалидность надо периодически переподтверждать). Возможно, это позволяет государству избежать некоторых излишних расходов, связанных с «фиктивными» инвалидами. Но известно, сколь мизерны эти пенсионные надбавки и сколь велики затраты на содержание аппарата Министерства труда и социальной защиты. Почему бы не упростить систему предоставления льгот, не отменить повторные процедуры и не сократить треть персонала собесов? Пенсионерам будет только лучше, а несколько десятков тысяч бывших чиновников займутся чем-то полезным.

Можно отменить лицензирование десятков видов деятельности, потребовав лишь страхования бизнеса (например, ресторанного или какого-то еще) на предмет нанесения ущерба потребителям. Ликвидировать отдельные блоки в управленческих структурах, такие, например, как ту же дорожную полицию, разделив ее функции между действующими подразделениями полиции и МЧС. Отменить массу ограничений, связанных с использованием тех или иных активов — прежде всего, например, разделение земель на категории, существенно ограничивающее возможности для индивидуального строительства.

Параллельно можно расширить свободу заниматься бизнесом. Помнится, одним из первых актов правительства Ельцина был указ №65 о свободе торговли от 29 января 1992 года. Именно после него у станций метро появились пенсионеры, продававшие цветы, «сникерсы» и сигареты.


Что мешает ввести такой же закон сейчас, вместо того чтобы воевать с киосками в крупных городах?


Если государство не может платить достойные пенсии, пусть не мешает жить тем, кто хочет подзаработать.


То же самое касается индивидуального предпринимательства и мелкого бизнеса. Частных бизнесменов и компании, показывающие оборот менее 1 млн рублей в месяц, следует освободить не от налоговых проверок, как это часто предлагается, а от налогов как таковых (за исключением страховых платежей, в которых будут заинтересованы сами их работники, которые смогут заставить предпринимателей платить зарплаты «вбелую»).


Для повышения оборота розничной торговли и покупательского спроса вдвое снизить НДС и отменить порочную практику его возмещения по экспортным сделкам. Отменить массу ограничений на разного рода промыслы; принять закон о вольном приносе драгметаллов (смешно, когда русский турист на Аляске может в каждом магазине купить тазик и пойти мыть золото в соседней речке, в случае удачи сдав его в банк за 90+% текущей рыночной цены, а в России за то же самое он получит тюремный срок); отменить дорожный налог (если уж правительство не собирается строить дорог), и так далее. В целом налоговая система страны могла бы подвергнуться радикальному упрощению.


Замечу: в некоторых странах со схожей с российской структурой экономики налогов… вообще нет (например, налоговая нагрузка в Саудовской Аравии составляет 3,7%, в Катаре — 2,9%, а в Кувейте — 0,8% ВВП), а большинство своих доходов государство получает непосредственно от нефтяной/сырьевой ренты.

Государство при этом не должно «самоустраняться», как оно практически сделало это в России в начале 1990-х. Оно просто должно четко ограничить свою «зону ответственности». Правоохранительным органам нужно сосредоточить все внимание на преступлениях против личности и перестать заниматься делами типа хищения Навальным картины с забора или воровством двух коробок салата из магазина. Основное внимание должно быть перенесено со сбора налогов с небольших частных компаний на контроль расходов государственных ведомств и госкорпораций. Безопасность должна оставаться важнейшим государственным приоритетом, но обеспечиваться не под Мариуполем или Хомсом, а в собственной стране.
Наконец, важнейшим источником средств для правительства в эти непростые годы должна стать приватизация — причем не «Роснефти», «Газпрома» или Сбербанка, которые при любой структуре собственности останутся управляемыми государством компаниями, — а ненужной государству собственности разного рода ФГУПов и МУПов, а также земли (как в городах, так и за их пределами). Такая приватизация, как и многие отмеченные выше меры, позволит предпринимателям почувствовать почву под ногами и отдаст в их распоряжение нужные им активы (более того, такая распродажа сейчас, в период крайне низких цен, особенно актуальна, потому что у замученного российского среднего и малого бизнеса иной возможности купить эти активы уже не будет, ведь только сейчас правительство напугано перспективой безденежья).
Я убежден, что Россия в последние годы сделала серьезную ошибку. Имея показатели производительности как в Колумбии, мы достигли налоговой нагрузки как в Австрии, а по числу чиновников и силовиков на душу населения превысили США. Общество излишне себя «заформализовало», и небольшой дауншифтинг сейчас — именно то, что нужно России. Потому что многие страны, которые воспринимаются отдельными россиянами как места для индивидуального дауншифтинга (от Индии до Таиланда и Камбоджи), экономически развиваются намного быстрее, чем их собственная страна.
ссылка
Tags: институты, коррупция, теневая экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment