luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Поделить функции заказчика и исполнителя. Мало...

Такое ощущение, что конкретных идей по выводу промышленности из кризиса нет.
Перечисленные под катом меры целесообразны, но сомневаюсь, что их будет достаточно для вывода промышленности из кризиса.


***

"...Трудности, с которыми сегодня сталкиваются госпредприятия, возникли вовсе не из-за внешних сил. Всему виной крайне неэффективный менеджмент как на уровне руководства предприятий, так и на уровне отраслевых министерств. Пока государство могло оказывать финансовую поддержку и покрывать убытки госпредприятий, а рынок сбыта в РФ рос, флагманы отечественной промышленности были на плаву. Как только просел российский рынок, а государство лишилось возможности оказывать поддержку в прежних объемах, годами накапливавшиеся проблемы вылезли наружу.



Цифры красноречивы. По данным Минфина, в 2015 году фактически каждое третье ОАО (за исключением банков и страховых компаний) было убыточным, при этом работники прибыльных ОАО приносили своим предприятиям меньше прибыли, чем работники убыточных — убытка. Если на каждого среднестатистического работника убыточного предприятия пришлось 66,2 млн руб. убытка, то на работника прибыльной компании — 63,4 млн руб. прибыли.

Рецепты выхода из сложившейся ситуации обсуждались не раз. Среди них следует выделить три первоочередные меры.


Во-первых, необходимо разделить функции регулятора отрасли и собственника госпредприятия. Пожалуй, одним из самых ярких примеров в данном случае будет Минпром с подведомственным ему ОАО «Горизонт». Сколько ни вкладывало денег в модернизацию министерство, как ни старалось оно защитить внутренний рынок от импорта, а результат оказался плачевным: производство телевизоров в стране сократилось с 446 тыс. штук в 2010 году до 22 тыс. в 2015-м. Падение в 20 раз! Зачищая местный рынок от конкурентов, чиновники искусственно создали государственную монополию, и она проиграла в конкурентной борьбе на мировом рынке, поскольку не имела стимулов для развития.

Во-вторых, необходимо на практике разделить функции заказчика и исполнителя в рамках реализации госпрограмм. Да, формально заказчиком по госпрограмме чаще всего выступает министерство либо орган местной власти, а исполнителем — госпредприятие. Директора этого предприятия назначает руководство госоргана, как следствие, тот полностью зависит от утвердивших его кандидатуру чиновников.

Наконец, необходимо установить четкие и прозрачные правила оказания поддержки госпредприятиям. Государство использует целый набор инструментов: прямую господдержку из бюджета, директивное кредитование, негласное правило в рамках процедур госзакупок отдавать предпочтение госкомпаниям, директивное распределение неликвидного товара. Это стимулирует руководство госпредприятий решать вопросы по звонку, но никак не путем развития производства и повышения конкурентоспособности на рынке.
Tags: промышленность
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments