"...Ближайшие наши соседи на реформы пошли несколько лет назад. Например, в Литве пенсионный возраст для мужчин с 2012 года ежегодно увеличивается на два месяца, для женщин — на четыре. В тот момент, когда страна решилась на такие преобразования, женщины выходили на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 62,5 года. Теперь пенсионный возраст для всех должен вырасти до 65 лет.
В Польше схема очень похожа: каждые четыре месяца пенсионный возраст там увеличивается на месяц. В 2013 году, до начала реформы, мужчины получали право уйти на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины — в 60.
Министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина в интервью агентству БелТА недавно привела несколько цифр, которые показывают, насколько наша ситуация отличается от соседской. В худшую, разумеется, сторону. Оказывается, удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения страны у нас вырос с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценкам, к 2030 году дорастет до 30%. То есть если в настоящее время пенсионером является каждый четвертый житель страны, то через 15 лет станет уже каждый третий. Причем все это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Маленький штрих: если сейчас на сотню работников у нас приходится 61 пенсионер, то в 2020–м их будет 66, а в 2030–м — 78. — Необходимо учитывать, что в предстоящем пятилетии изменение возрастной структуры населения будет очень интенсивным. Дополнительная потребность в средствах на пенсии уже в следующем году может составить около 0,18% ВВП, к 2020 году — 0,69%, к 2030 году — почти 2% ВВП. А это плюс почти 20% к сегодняшним расходам, — констатировала министр. По словам Марианны Щеткиной, вследствие демографических изменений такой показатель как соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты работников у нас также начал заметно снижаться. В 2001 году он равнялся почти 45%, в 2008–м — уже 44%, а в 2015–м — 41,7%. — И если оставить все как есть, ничего не менять, то для сохранения стабильной выплаты пенсий в социально приемлемом размере потребуются значительные финансовые вливания, — говорит министр. — Их источником — теоретически — могут быть субвенции республиканского бюджета или более высокие страховые взносы. Например, в Российской Федерации пенсионный фонд частично финансируется федеральным бюджетом, а в Норвегии — используется нефтяной фонд. Но в Беларуси такой возможности нет. Повышать же страховые взносы нецелесообразно, так как это лишь увеличивает нагрузку на нанимателя.
На рассмотрении у Президента сегодня находятся сразу три варианта пенсионной реформы, предложенные Правительством. Первый предусматривает постепенное повышение возраста до 63 лет для мужчин, для женщин — до 58 лет. Второй сценарий чуть более жесткий — до 63 и 60 соответственно, третий предполагает пропорцию в 65 и 60 лет. Каждый из вариантов, как считают в Минтруда и социальной защиты, имеет как свои плюсы, так и минусы. Хотя в ведомстве при этом уточнили: финансовые и демографические эффекты по всем трем вариантам просматриваются примерно одинаковые".
ссылка
Journal information