luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

О неотрегулированности отношений между жильцом и ЖКХ

Публицистично:

"Пресловутая бумага с перечнем счетов, по которым требуется оплатить гражданину Республики Беларусь, чтобы не оказаться на улице, давно уже перестала быть — если вообще когда-то была — просто финансовым документом. Это что угодно, но не соглашение, регулирующее отношения между собственником жилого помещения и обслуживающей его организацией. Потому что — для начала — не мы эту ЖКХ нанимали, не мы с ее тарифами соглашались. А где еще ты будешь платить за услуги (типа «капремонта», которого никогда не было), которых не заказывал? Не мы решаем, когда начинать отопительный сезон и когда его остановить. Мы не можем влиять даже на температуру батарей в своих квартирах! Это примерно то же самое, как если бы кассиры в магазине сами выбирали, чем мы будем ужинать, а нам оставалось бы только молча платить за продукты.

Жировка как культурное достояние

Так и здесь: нам о нашей задолженности сообщают в одностороннем порядке, и отказаться мы не можем. Только оспорить. И то тоненьким голоском, ибо «ваш разговор со специалистом кассово-расчетного центра записывается». А эта «специалист» ведет себя настолько надменно, будто собственник наших квартир — она. И будьте уверены, если на ваш подвал или на детскую площадку под окнами найдется инвестор, вам в сжатые сроки напомнят, кто в этом дворе или доме хозяин, а кто — сервис.

Жировка — это новое медиа, которое изобрели в Беларуси. Это новый канал коммуникации между подданными, холопами и теми, кто устанавливает размеры налогов по стране.

Жировка — это налог на жизнь, плата за тепло и возможность помыться, сама форма взыскания которого — одна из ярчайших придумок той выдающейся культуры, к которой мы принадлежим и в 2016 году.

Остановимся на неочевидных функциях жировки, которых мы уже и не замечаем.

1. Выработка чувства вины. Нам вбили в головы, что «граждане Республики Беларусь оплачивают лишь 30, 60, 80 процентов от реальных сумм за отопление, все остальное компенсирует государство». Поэтому каждый раз, всматриваясь в цифры жировки, мы понимаем, что вместо пятисот тысяч мог быть миллион. А тут же только пятьсот тысяч. Государство позаботилось. Государство нас любит. Спасибо государству. Надо быть послушным, любить ЖЭС и всех, кто выше его. При этом реальный процент компенсации известен разве что Богу да бухгалтерии в некоем высочайшем учреждении. Все остальные живут, исполненные чувством признательности. Это офигенный трик — вынудить граждан во время воздаяния платы чувствовать благодарность государству!

2. Социальная кара, социальная награда. Хуже всего сейчас собственникам квартир, в которых никто не прописан. Большинство таких собственников — люди, которые положили здоровье на то, чтобы в золотые времена приобрести себе вторую квартиру метров на 90, крутиться на трех работах, выплатить кредит и тешить себя надеждой, что в старости ее можно будет сдавать, чтобы не грызть бересту в лесу на пенсию в два миллиона. И вот квартира внезапно стала золотой, так как на ее содержание нужно отдавать по $100 в месяц, а снимать ее и платить такие коммунальные платежи никто не хочет. При том, что соседи-алкоголики, которые не работают, сидят на государственной «ренте» и платят лишь 300 тысяч, потому что их там пятеро и они молодые родители. Таким образом, посредством жировки государство доводит своим гражданам, какая их деятельность приемлема, а какая — нет. Жировка, с ее скидками и штрафами за «пустующую» собственность, становится средством выработки у подданных приемлемого поведения. Хочешь маленький «налог» — не рвись, не покупай недвижимость, а лучше вообще поскорее становись пенсионером на два миллиона — и вперед за берестой. Согласимся, что счета на отопление, которые приходят нанимателям в Вене или Лондоне, таких месседжей не содержат (в этой части с позицией автора не согласен - L.).

3. Чудодейственность государства. Единственное чудо, веру в которое не утратили люди в наши прагматичные времена, — это чудо нежданных денег. Теперь, после разноса в верхах, КГК «пересчитает» тарифы — и в следующем месяце граждане получат жировки на меньшую сумму. И будут думать, что государство показало настоящий миракль, «компенсировав» им переплату, хотя объяснением «миракля» будет элементарное сопоставление температуры воздуха в феврале и январе. Но для подтверждения божественного статуса тех, кто определяет тарифы, будет сделан еще один шаг.

4. Воспитание покорности. Жировка — такой же хороший учитель хороших социальных модусов, как, например, контракт, который могут перезаключить с тобой на последующие 2 года, а могут и не перезаключить. Дело в том, что каждый из нас в определенный момент понимает, что цены в жировке могут быть вообще-то любыми. И поскольку не мы заказывали пакеты услуг, которыми нас обеспечивают, нам легко можно выставить счет на замену обычного теплоносителя в батареях отопления на разогретую минералку «Нарзан» — проверить мы все равно не сможем, а взыскать за это можно пару миллионов. Поэтому мы подсознательно боимся жировок, как боимся милиции, боимся, что с нами не перезаключат контракт, боимся радаров на трассе «Брест—Минск». Это тщательно внедренное в быт «memento mori». Гражданин должен оставаться слегка напуганным. Особенно если возмущаться в ответ на бессмысленные действия тех, кто выставляет счета, он не привык.

5. Широкая распространенность жировки есть еще одним нациообразующим фактором.Задумаемся: каждый житель городской квартиры получает эту медиа. Буквально каждый. И министр, и премьер. Если бы я был Мингорисполкомом, я бы печатал легендарную «убедительную просьбу…» убрать снег вокруг машин не в смс-сообщениях, а на жировках, поскольку, как видно из предыдущего пункта, лучший канал коммуникации — это тот, через который тебе сообщают о твоих долгах. В других странах, даже в ближайшей к нам Литве, каждое товарищество собственников имеет свою обслугу, свое отопление, свою систему выплат и скидок.

Жировка — общий для всех белорусов жупел. Когда-нибудь мы будем скучать по этой бумажке с большим покрытием, чем у телевидения: ведь людей, которые не смотрят белорусское телевидение, до черта, а людей, которые решились не обращать внимания на бумажки в почтовом ящике, — единицы.

Жировка, таким образом, — это голос, который обращается сразу ко всей нации во всем ее многообразии.

Сейчас этот голос говорит лишь об одном — о том, что где-то рядом есть государство. Но очень просто сделать так, чтобы к этому месседжу присоединились другие, более тонкие сообщения. Например, о том, что то государство — белорусское. Глава БТ возмущался, мол, надо расширять употребление национального языка — так нет проблем, сделайте жировки белорусскими!

По своему статусу в белорусском знаковом поле, жировка — это нечто вроде изрезанных знаками обелисков, которые устанавливались в древнем Египте для того, чтобы потомки помнили о жизни и деяниях фараона. Это памятник нашей современности, ее стилю и весьма характерному типу письменности.

Когда-нибудь жировку заменит обычный чек, калькулированный на основании договора с выбранными нами на конкурентных условиях провайдерами воды и тепла. А наша культура утратит яркий, пусть и кондово-советский по своей сути, артефакт. Но скучать по ним мы точно не будем.
Виктор Мартинович
Tags: ЖКХ
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment