luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Белстат попытался оправдать свою методику расчета инфляции

Но ведь Белстат никто и не обвиняет в жульничестве.
Везде в мире стремятся занизить реальные темпы инфляции, поэтому придумали соответствующую методику.
И Белстат ее пользуется.

О расчете инфляции

Официальным показателем инфляции в Республике Беларусь является индекс потребительских цен, который характеризует изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг.

Расчет индекса потребительских цен во всем мире базируется на единых принципах и рекомендациях, разработанных международными организациями для национальных органов статистики. Методология построения и расчета индекса потребительских цен в Республике Беларусь первоначально была сформирована еще в 1990-тых годах при непосредственном участии экспертов Международного валютного фонда, постоянно совершенствуется и сегодня полностью соответствует требованиям международных стандартов.

В 2014 году в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь миссией Международного валютного фонда по оценке качества расчета индекса потребительских цен сделан вывод о том, что индекс потребительских цен рассчитывается Белстатом в соответствии с международными стандартами.

В настоящее время в «потребительскую корзину» нашей страны включены 459 видов товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением, о чем свидетельствует их удельный вес в потребительских расходах населения за предыдущий год (среднегодовая структура потребительских расходов населения). При этом в потребительский набор для расчета индекса потребительских цен входят как товары (услуги) ежедневного спроса: молочная, мясная продукция, рыба, хлеб и крупы, овощи и фрукты, кондитерские изделия, жилищно-коммунальные услуги, услуги городского транспорта, связи, так и товары (услуги), приобретаемые значительно реже – бытовые электротовары: холодильники, телевизоры, пылесосы и прочие; посуда, медикаменты, одежда и обувь, строительные материалы, платные медицинские услуги, услуги спортивных учреждений, парикмахерских, химчисток и т.д.

В расчете инфляции учитывается и изменение цен на алкогольные напитки и табачные изделия, расходы на которые, несмотря на вред здоровью человека, являются существенной статьей расходов в бюджете населения.

Поскольку с течением времени потребительские предпочтения в приобретении населением товаров и услуг изменяются, о чем свидетельствует возрастающий или убывающий их удельный вес в денежных расходах населения, потребительская корзина ежегодно актуализируется: пополняется новыми товарами и услугами, которые пользуются спросом у населения, и из нее удаляются те товары и услуги, которые исчезают из расходов населения.

Товар (услуга) включается в «потребительскую корзину» для расчета индекса потребительских цен, если доля расходов на приобретение данного товара (услуги) составляет не менее 0,01 процента от общей ежегодной суммы расходов на потребительские нужды.

«Потребительская корзина» формируется на основании данных обследования домашних хозяйств, в котором в течение года участвует более 6000 домашних хозяйств.

По каждому товару (услуге) в 31 городе республики ежемесячно работниками статистики собирается информация по ценам в магазинах, на рынках, в организациях, оказывающих услуги (более 7 тысяч организаций). Крупные, средние и малые города отобраны таким образом, чтобы они не находились в непосредственной близости друг от друга, отражали географические особенности региона – то есть регистрация цен равномерно охватывает всю страну. Таким образом, ежемесячно в республике собираются более 65 тысяч ценовых котировок (ценовая котировка – это цена конкретного наименования товара в торговой организации или цена (тариф) конкретной услуги).

Каждый товар и услуга участвует в расчете инфляции со своим удельным весом в расходах населения, то есть долей расходов на данный товар или услугу в общих денежных расходах населения. Это очень важно, поскольку рост цен на хлеб, мясные, молочные продукты и другие продукты, которые потребляются населением ежедневно, для кошелька гражданина гораздо ощутимее, чем рост цен на мебель, автомобили, телевизоры, которые приобретаются нерегулярно и не всеми категориями населения. Поэтому изменение цен на такие товары как хлеб, мясо, молоко, крупы, медикаменты, жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи имеет значительно большее влияние на инфляцию, чем изменение цен на телевизоры, холодильники, услуги кинотеатров, театров или санаториев. Поэтому при одинаковом подорожании двух товаров их «вклад» в инфляцию будет различным – в зависимости от удельного веса, который они занимают в денежных расходах населения.

При регистрации цен работниками статистики соблюдается ряд важных условий.

Обязательным условием при расчете индекса цен на товары является сравнение цен на один и тот же сопоставимый товар или услугу в одних и тех же торговых организациях (при определении изменений цен товары с одинаковыми характеристиками, но разных производителей не сравниваются). Например, цена килограмма колбасы «Докторской» в текущем месяце сравнивается с ценой килограмма колбасы «Докторской» того же производителя в том же магазине и не может сравниваться с ценой колбасы другого наименования, либо колбасы «Докторской» другого производителя и в другом магазине.

Очень важно при регистрации цен на товар соблюдать единицу измерения данного товара. То есть, в «потребительскую корзину» для расчета индекса потребительских цен каждый товар (услуга) входит со строго определенной единицей измерения – за килограмм, литр, условную консервную банку 350 грамм, десяток и так далее. Обычно такие товары как хлеб, молоко, кефир, сметана, творог, крупы, масло подсолнечное, различные виды консервов реализуются в торговой сети в различных расфасовках, не совпадающих со стандартной, принятой для расчета индекса потребительских цен. Если при регистрации цены на товар его единица измерения отличается от установленной, то в этом случае цена товара пересчитывается в установленную единицу измерения. Например, в перечень товаров для расчета индекса потребительских цен входят товары «Молоко (за 1 литр)» и «Сметана (за 1 кг)».

При этом в продаже присутствует широкий ассортимент молока и сметаны различной жирности и расфасовки разнообразных производителей. Если, например, в торговой организации в продаже присутствует молоко объемом 800 мл жирностью 2,5%, то его цена пересчитывается на литр и сравнивается с ценой литра молока этого же наименования и производителя и данной жирности. Таким же образом учитывается при расчете индекса потребительских цен и изменение цен на сметану. Так, при наличии в розничной торговой сети сметаны различной жирности и различной расфасовки, цена сметаны отобранного наименования определенного производителя и жирности пересчитывается в цену за килограмм и сравнивается с ценой килограмма сметаны данного наименования, жирности и производителя в предыдущем месяце.

Пример регистрации цен на товар
«Молоко цельное пастеризованное, стерилизованное»:

Молоко цельное пастеризованное, стерилизованное, (за литр)


Предыдущий месяц


Цена за упаковку


В пересчете за 1 литр


Отчетный месяц


Цена за упаковку


В пересчете за 1 литр

Магазин 1 Молоко 1 (3,6%),
полиэт. пленка, 1 л

8000

8000

Магазин 1 Молоко 1 (3,6%),
полиэт. пленка, 1 л

8100

8100

Магазин 2 Молоко 2 (2%), бутылка,930 мл,

8800

9462

Магазин 2 Молоко 2 (2%), бутылка,930 мл,

10100

10860

Магазин 2 Молоко 3 (1,5%), полиэт. пленка, 900 мл

6600

7333

Магазин 2 Молоко 3 (1,5%), полиэт. пленка, 900 мл

6600

7333

Магазин 3 Молоко 4 с
кальцием (3,2%),
бутылка,1 л

9200

9200

Магазин 3 Молоко 4 с кальцием (3,2%),
бутылка,1 л

9400

9400

Магазин 4 Молоко 5 с
кальцием (2,5%),
полиэт. пленка, 900 мл

7600

8444

Магазин 4 Молоко 5 с кальцием (2,5%),
полиэт. пленка, 900 мл

7600

8444

Магазин 4 Молоко 6 (3,8%),
пюр-пак с крышкой, 1 л

9600

9600

Магазин 4 Молоко 6 (3,8%),
пюр-пак с крышкой, 1 л

10000

10000

Магазин 5 Молоко 7 (3,2%),
пюр-пак с крышкой, 500 мл

7000

14000

Магазин 5 Молоко 7 (3,2%),
пюр-пак с крышкой, 500 мл

7200

14400

Магазин 5 Молоко 8, обогащенное витамином С (3,3%), полиэт. пленка,900 мл


7900

8778

Магазин 5 Молоко 8, обогащенное витамином С (3,3%), полиэт. пленка,900 мл


7900

8778

Средняя (геометрическая) цена

9190

Средняя (геометрическая) цена

9471

Индекс цен, %

103,1

При этом по каждому товару-представителю в отобранных городах республики регистрируются от 3 до 10 котировок, что позволяет отследить изменение цен на товары различных производителей с различными характеристиками. Так в городе Минске по каждому товару ежемесячно регистрируются минимум 10 ценовых котировок, в областных центрах – минимум по 7 котировок, в крупных районных городах – минимум по 5 котировок.

В расчет инфляции включаются цены как на отечественную, так и на импортную продукцию. Критерием отбора ассортимента товара является наличие массового спроса на данный товар в торговой организации города.

В расчет инфляции не включаются цены на товары, распродаваемые в связи с истечением срока годности, поврежденные товары, а также цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые по льготным ценам и тарифам для отдельных категорий граждан, поскольку инфляция определяется для всего населения республики.

Индекс потребительских цен рассчитывается ежемесячно за отчетный месяц по отношению к различным периодам как в целом, так и в разрезе товаров (услуг)-представителей и товарных групп, и ежемесячно публикуется на официальном сайте Белстата в разделе «Цены» рубрики «Официальная статистика».

С подробной инструкцией по организации государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги и методикой по расчету сводного индекса потребительских цен можно ознакомиться в разделе «Методология» сайта:

http://www.belstat.gov.by/kscms/uploads/file/stats_plan/Planirovanie/3.Metodologia/Instrukcii/Prices/inst2_prices.doc

http://www.belstat.gov.by/kscms/uploads/file/stats_plan/Planirovanie/3.Metodologia/Metodiki/Prices/m6_prices.doc


ссылка
Tags: инфляция, статистика
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment