"Новые-старые украинские власти заговорили о реформах. Красочно, красиво, много. Под это дело ЕС и США начали подкидывать денег — дабы страна развивалась. С того момента прошло уже два года. И тут время так сказать «подводить результаты». В том числе и языком цифр. Тем более, что как помним, Европейский Союз открыл свои рынки для украинской продукции. Вози — не хочу. Да и победные заявления из властных кабинетов слышны были. Много говорилось о «новых рынках» и «уменьшении доли торговли с РФ». Интересно. Одним словом, полез изучать цифры. И, понимая, что в мире есть ложь, есть большая ложь а есть государственная статистика, взял данные статистики сразу нескольких стран. А чтобы было интересней, свёл результаты подсчётов по Беларуси и Украине в одну табличку. В первую очередь данные по экспорту. И сразу шок.
Итак, Украина работает в режиме фактически стимулирования поставок в страны ЕС. Это отразилась в 2014 году, когда объёмы экспорта выросли с 16,758 млрд. долларов до 17 млрд. Но то, что произошло дальше вызывает мягко говоря удивление. 2015 год характеризуется штопором в цифрах. По данным за 8 месяцев текущего объёмы поставок составляют от 60% до 80% по сравнению с аналогичным периодом 2014. Причём с негативной динамикой — что ни месяц то хуже. За отчётный период страна отгрузила партнёрам товаров на всего лишь 8,154 млрд. долларов. Таким образом по благоприятному прогнозу (падение экспорта остановится), Украина выручит от поставок в ЕС не более 12,232 млрд. долларов. Это всего лишь 73% от уровня 2013 года и 71,94% от показателей 2014. Стоп, а как же договор об ассоциации, а как же рост поставок? А как-то так.
Да, мне скажут, что виной — война. Но, господа, для того рынки и открывали, чтобы нивелировать влияние военных действий. Кроме того гляньте на карту от Washington Post. В Грузии в 2008 площадь «проблемных территорий» была побольше. Да и сейчас не мала. Остальную ведь часть страны не бомбят, не штурмуют. Но торговля не растёт. Странно.
А теперь сравним цифры с показателями Беларуси. Я специально дал разбивку по каждой из стран. И вот занимательно, там динамика торговли с ЕС совсем другая. Экспорт за 2013 год — 10,4 млрд. долларов, 2014 г. – 10,66 млрд., 8 месяцев 2015 – 6,31 млрд. При этом динамика поставок во втором полугодии иная — Беларусь после провала мая-июля наращивает объёмы. И негативный прогноз — экспортная выручка от торговли с ЕС составит порядка 9,2 млрд. долларов. В процентах прогноз на 2015 выглядит так — не менее 88,45% от уровня 2013 и не менее 86,33% от уровня 2014 года.
Более того, интересны данные именно по странам. По значительному числу стран Беларусь скоро (или уже) превысит украинские показатели и в абсолютных цифрах. И это повторю, в 4 раза меньшее государство. И государство, которое находится под санкциями со стороны ЕС.
Интересна и структура беларуского экспорта. Падение цен на нефть и калийные удобрения существенно уменьшило доходы по «основным статьям». Выручка от реализации нефтепродуктов обвалилась на 31% или на 1,78 млрд. долларов по результатам первых 8-и месяцев 2015 года. По калийным удобрениям падение цен на 20% лишило Беларусь ещё 0,8-0,9 млрд. долларов. Но вот странно, 31% и 20% мало соотносятся с 14% — уровнем падения экспорта в страны ЕС. То есть, теряя на нефти и калийных солях, Беларусь нарастила поставки других товаров. В том числе и товаров с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, интересна статистика по инвестициям в Украину. Начиная с 2013 года Беларусь ежегодно увеличивает прямые инвестиции на 50%. Это — создание СП. По производству экспортно-ориентированной продукции. В сумме за последние 2 года на такие цели беларусы вложили около 80 млн. долларов. И ещё на 14 создали «кредитный портфель». Цель проста — воспользоваться открытой границей Украина — ЕС и таким образом обойти торговые санкции. Поэтому смею утверждать, что определённая часть «украинского» экспорта в страны Евросоюза имеет беларуское происхождение. На берегах Днепра лишь бирки поменяли.
Возникает вопрос: так почему Беларуси в условиях ограничений удалось нарастить поставки, а Украине нет?
Ответ на мой взгляд прост — продавать то, что нужно. С адекватной ценовой политикой. Посмотрите на структуру украинского экспорта. В том числе в страны ЕС.
Основным локомотивом является АПК. Причём в значительной мере не с конечным продуктом, а с полуфабрикатом или сырьём. Сюда же прибавим и другие сырьевые отрасли. То есть бизнес ведётся на уровне «выкопал — продал». Извините, но я не знаю ни одной страны в мире, которая бы вошла в ТОП-30 высокоразвитых благодаря сельскому хозяйству, добыче полезных ископаемых и простейшей металлургии.
Но даже по этим направлениям Украина проигрывает конкурентную борьбу. Почему? Тем, кто читал мои предыдущие статьи, уже намылила глаз простая инфоргафика — энергозатратность экономики. Украина на 1 млрд. ВВП тратит в 10 раз больше тонн условного топлива чем Франция. И в 2 раза больше чем та же Беларусь. По производительности труда не менее впечатляющие цифры — в 6-7 раз меньше, чем в США, в 5-6 меньше чем в Швеции и в 2 раза меньше чем в Беларуси.
Это всё себестоимость. Получаем интересную картину: ЕС открывает рынки в надежде что:
Украина компенсирует потери в торговле с ЕС
В стране начнутся реформы. В том числе в промышленности. Экономия денег на таможенных пошлинах даст ресурс для уменьшения энергозатратности, увеличения производительности труда.
Украинские товары с высокой добавленной стоимостью появятся на европейских рынках
В конце концов такие преференции облегчат процесс реформирования страны в целом.
Вместо этого европейские политики получили красивые разговоры о реформах. На хорошем английском. И вроде как понятные — надо чуть подождать и всё будет. Но на это чуть надо дать денег «на то чтобы с голоду не умереть». Естественно, просьбы подаются под соусом общей ценностной шкалы, приверженности идеям демократии и свободного рынка. Но проходит два года. Разговоры те же. Не удивительно, что у части европейских политиков начинает лопаться терпение. Речь не только о повторе речей. Это и деньги — сколько можно кормить без видимого результата. Или, учитывая объёмы украинских поставок, с отрицательным результатом.
Что касается энергоэффективности, то вместо программ по экономии государство разбрасывается дотациями, компенсациями и спорит из-за тарифов. Дескать вначале вернём «газ и тепло за копейки», а потом сознательные граждане в знак благодарности начнут экономить.
И тут контрастом выглядит «последний диктатор Европы». А Лукашенко. Который не говорит об общих ценностях (скорее наоборот), но предлагает продукцию, и ценовую политику, привлекательные для партнёров. Типичный пример — британской компании для торговли банальным беларуским текстилем нужно получить разрешение, лицензию и застраховать сделку. Это время и деньги. Но ведь получают, страхуют…
Упали доходы от сырья? Беларусь предлагает товары. В политике всё проще. Заявления зачастую не очень приятны. Зато дела конкретны. Обещали (не публично) — сделали. Вовремя, согласно договорённости. Тут мне вспоминаются слова одного друга — европейского дипломата, сказанные в 2012 году. «Беларусы и украинцы разные. Подписать договор с Беларусью сложно — ваши грызутся за каждую букву и запятую. Потом выполняют точно «по букве». Но ищут непрописанные лазейки. Поэтому важно прописать всё. Зато можно не контролировать. С украинцами проще. Подписывают любую бумажку, объявляя её прорывом и демонстрации общности ценностей. Но добиться после конкретики — проблема. Идут постоянные апелляции к «духу соглашений». О «букве» забывают».
То же самое с реформами. В Украине много говорят о реформировании. И экономики. А в Беларуси только за последние 3 недели:
Перешли к индикативной форме планирования (отказ от гос планов — революция для страны)
Объявили денежную реформу – введение новых денег. Значит остановится печатный станок. Отказ от инфляционных механизмов разогрева экономики
Заявили что рост зарплат будет неразрывно связан с производительностью труда. Без этого никаких «социальных», «компенсационных» надбавок.
Начали переговоры с МВФ, предоставив тем целостный структурный план реформ. Цель — расширенная кредитная линия, а не стенд-бай. Причём не МВФ выставляет условия, а миссия оценивает ГОТОВЫЙ план реформирования страны. Интересная разница с украинскими реформаторами, правда?
При этом в Беларуси не забывают подчёркивать и заявлять «для публики», что государство против непродуманных, резких реформ. Оно за мягкие и планомерные. Но дела есть дела. Перечисленное выше — это в понимании беларуских чиновников и есть мягкие и планомерные преобразования.
Исходя из этого логично, что Лукашенко уже вроде как и не «последний диктатор Европы». А партнёр. И если в Украине процессы будут продолжаться в том же духе, как бы он не стал ключевым партнёром для тех, кого киевские политики привычно называют «союзниками». Реал политик, господа. Красивые слова значат много. НО и без конкретных дел далеко не уедешь.
Как-то так. С одной стороны не весело. С другой — лишнее напоминание умным, способным украинцам-сторонникам реформ. Как уже пришедшим во власть так и думающим «что делать». Или нацеленная на развитие часть общества структурируется и заставит работать государственную машину (как изнутри, идя менять страну, так и снаружи, если первое не получится)…. Или вопрос что будет со страной года через 2-3. Как по мне, то самый лучший вариант — успешные Украина и Беларусь, формирующие экономическую и политическую повестку для целого региона. В такое будущее хочется верить. На такое будущее хочется работать.
С небольшими сокращениями.
ссылка
Journal information