luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Category:

Плевать на ЕАЭС?

Только успели подписать соглашение о ЕАЭС, которое предусматривает свободное перемещение товаров между Беларусью, Россией и Казахстаном, как белорусскими функционалами вводится ограничение, согласно по которому 85 процентов продаваемых товаров и услуг должно быть белорусскими.
В связи с этим у меня три вопроса:

а) является ли это грубейшим нарушением договора о ЕАЭС?
б) что будет с белорусским экспортом, если Россия и Казахстан также примут решение, по которому 85 продаваемых в этих странах товаров и услуг, обязаны иметь местное происхождение?
в) может стоит сначала подумать, а потом принимать решение?



"Купляйце беларускае: Минск зачистят от импортных помидоров и телевизоров
Импортные помидоры и телевизоры попали в черный список Мингорисполкома. Городские власти поручили довести долю отечественной продукции в магазинах и общепите до 85%.
Импорт ограничат

Такое распоряжение прозвучало 19 июня на совещании по вопросам дальнейшего развития потребительского рынка города. На нем присутствовали более 400 руководителей и учредителей торговых организаций столицы.

Днем ранее во время посещения минского ОАО «Трикотажорг» премьер-министр Михаил Мясникович высказал мнение, что оптимальное соотношение импортных и отечественных товаров на рынке Беларуси должно составлять примерно 15% на 85%.
К выполнению поручения властей столицы приступили со вчерашнего дня.
«Период действия данной меры не установлен», — поясняет заместитель начальника отдела торговли и услуг управления торговли и услуг Мингорсполкома Ольга Гаврильчик.
Распоряжение касается как продуктов питания, так и товаров бытового назначения. Оно распространяется на все организации торговли независимо от формы собственности.


«Во-первых, падает удельный вес товаров отечественного производства. Во-вторых, падает розничный товарооборот торговли за счет того, что импортные товары немножко дешевле по цене, чем отечественного производства», — объясняет причины ограничительных мер главный специалист отдела торговли и услуг управления торговли и услуг Мингорисполкома Ирина Лишай.
К примеру, в гипердискаунтере «Евроопт» по улице Монтажников турецкие томаты стоят 17 900 рублей, а белорусские — 23 900 рублей. Ранний картофель из Македонии стоит 9500 рублей, а белорусского в продаже пока нет.
На сегодняшний день в Минске удельный вес продовольственных товаров отечественного производства составляет 74,5%. «Это ниже чем уровень, установленный правительством», — говорит Ирина Лишай. Она ссылается на решение Совета министров, согласно которому в целях продовольственной безопасности импорт не должен превышать 25%.
По непродовольственным товарам этот уровень превышен почти в два раза. Импорт этой группы товаров в магазинах столицы достигает 40%.


Проиграет и покупатель, и производитель
Сергей Балыкин: От новой меры минских властей проиграют не только покупатели, но и производители, считает глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства (АМиСП) Сергей Балыкин.
«Если белорусские товары не будут продаваться в магазинах, то субъекты торговли не смогут рассчитаться со своими поставщиками — белорусскими производителями, и вырастут неплатежи. Если же будут заставлять покупать товар по предоплате, то это выльется в вымывание оборотных средств уже у торговых объектов», — говорит экономист.


Когда принимаются такие меры протекционистского характера, говорит глава АМиСП, то, в конечном счете, проигрывает как белорусский потребитель, так и производитель.
«Работники промышленных предприятий, выходя в пять часов за заводскую проходную, становятся потребителями. Они покупают более дорогой, но менее качественный товар. В таком случае мы снижаем их уровень жизни», — отмечает Сергей Балыкин.


Что касается белорусских производителей, то, по мнению специалиста, подобные протекционистские меры лишают их навыков существования в условиях конкуренции.
«Им постоянно необходима какая-то административная поддержка, своеобразный допинг, но все-таки когда-нибудь конкурировать придется. В таком случае они потерпят поражение», — говорит экономист.
По его мнению, сама жизнь показывает несостоятельность административных методов по поддержке отечественного производителя.
«За последние два десятка лет какой-то существенной модернизации белорусской промышленности мы не видим. Как мы не видим существенного роста качества товаров и снижения цен», — отмечает Сергей Балыкин.
По его словам, самым лучшим арбитром при оценке качества и привлекательности товаров для покупателей является конкуренция.


«Если будут искусственно ограничивать импорт, то появится черный рынок. Где черный рынок, там черный капитал. Где черный капитал, там криминал. В конечном итоге выигрывают преступники, коррумпированные чиновники и разного рода теневые дельцы», — считает глава АМиСП.


Поживем — увидим
Руководитель проекта сети универсамов «Рублёвский» Наталья Шаблинская не является сторонником предложенных мер, но «трагедии в этом не видит».
По ее словам, сеть магазинов «Рублёвский» работает в пределах 80% удельного веса отечественных товаров.


«Сейчас мы сделаем выкладку, подобную требуемой. Дали нам на это, по-моему, неделю, а дальше будем анализировать, что из этого получается по финансовым показателям. Если мы будем видеть, что в определенном полочном пространстве импорт оборачивается со скоростью ракеты, то нам будет тогда понятно, о чем здесь идет речь», — говорит директор столичной торговой сети.
Что касается возможного изменения цен на товары, то вряд ли принятые городскими властями решения в поддержку отечественной продукции приведут к снижению ее стоимости, считает специалист".


"Может ли гамбургер из «МакДональдса» стать на 85% белорусским?
В Минске самым обсуждаемым вопросом среди рестораторов сегодня является распоряжение городских властей увеличить в общепите долю белорусских продуктов до 85%. Для ресторанов это — «очередной апокалипсис», пережить который можно или потеряв лицо и клиентов, или ослушавшись и потеряв бизнес.

19 июня власти Минска поручили магазинам и предприятиям общепита увеличить удельный вес белорусской продукции до 85%. Днем ранее во время визита на минское ОАО «Трикотажорг» премьер-министр Михаил Мясникович высказал мнение, что 15% на 85% — это оптимальное соотношение импортных и отечественных товаров. Сегодня удельный вес продовольственных товаров отечественного производства в столице составляет 74,5%.

В белорусском гамбургере — украинские булочки и российский огурец
Из более чем 2,1 тыс. пунктов общественного питания в Минске рестораны «МакДональдс» — одни из самых популярных. Каждый ресторан сети принимает около 1,2 млн. заказов в год. И гамбургер — одно из излюбленных клиентами блюд.
Гамбургер готовят так. На нижнюю часть булочки, сдобренную соусом из горчицы и кетчупа, кладут жареную говяжью котлету с добавлением перца и соли, посыпают луком, плюс маринованный огурец — все накрывают второй частью булочки.
В компании утверждают, что вкус гамбургера одинаков во всех странах — что в США, что в Беларуси. Секрет — в стандартах качества и строгом соблюдении рецептуры.

Чтобы выполнить новые требования минских властей, гамбургеру нужно из 6 ингредиентов иметь 5 — белорусского производства. Сегодня всё наоборот: из 6 составляющих только 1 условно белорусского происхождения — говядина.
«МакДональдсу» мясо для гамбургеров привозит российская компания «Марр Руссия». В 2013 году поставщиком для этого российского гиганта стал Слонимский мясокомбинат. Овощи с 1994 года берут у компании «Белая Дача Трейдинг» (Россия). Булочки поставляет фирма «Ист Болт Бейкериз» — всемирная сеть хлебопекарен, партнер «Мака» вот уже более 50 лет. Производство булочек с 2001 года находится в Украине.
Среди всех продуктов, используемых в белорусском «МакДональдсе», лишь яйца, молоко и говядина местные. Даже картофель фри сеть готовит из польских корнеплодов. А часть продуктов и вовсе может быть только привозной — креветки (Индия), треска (Польша).

Цена продукции и качество — основные критерии, на которые смотрит «МакДональдс», отбирая поставщиков.
Чтобы попасть к «МакДональдсу» в качестве поставщика, нужно пройти тройную проверку.
«Продукция для «МакДональдса» должна изготавливаться в строгом соответствии с рецептурами корпорации. Оценка ее качества и безопасности производится в главном испытательном центре «МакДональдс» в Мюнхене. Продукция проверяется трижды и при получении положительного заключения может использоваться в наших ресторанах», — поясняет менеджер по качеству компании в Беларуси Екатерина Бунчук.
Каждый год менеджеры «МакДональдс» и независимая компания проводят аудит соответствия системы качества поставщиков стандартам пищевой безопасности.

Почему-то дорого и сердито
Есть ли шансы у белорусских продуктов занять в гамбургере место импортных, выдержав экзамен цена-качество? Ресторанный рецензент Арина Лисецкая в этом сомневается.
«У нас даже качественной картошки нет. Когда поставщик ее привозит в ресторан, то 50% нужно уводить в отходы. Когда белорусский поставщик привозит зеленый помидор, он говорит, что в следующий раз будет лучше. Ну, привезите хоть раз красный!» — говорит Арина Лисецкая.

В отличие от белорусов, иностранные поставщики радуют рестораторов.
«Даже картошка египетская — она слаще, вкуснее, она правильно взращена и стоит дешевле», — сказала она.
По словам ресторанного рецензента, сравнения с импортными не выдерживают ни белорусские сыры, ни говядина.
«Если в Советском Союзе были отличные сыры, то сейчас эти технологии потеряны. И вместо того, чтобы восстанавливать технологию этих замечательных сыров, мы делаем фикцию, допустим, сыра рокфор, который мы никогда нормально, адекватно и по всем стандартам не способны сделать, нет таких возможностей», — говорит собеседница.

Не оценивая продукцию Слуцкого мясокомбината, которой пользуется «МакДональдс», повар отметила, что белорусская говядина «в целом по качеству хуже, а стоит дорого. Привезти даже из Австралии мясо получается дешевле, потому что оптом». Белорусская говядина в целом жесткая, жилистая».
«Я не говорю, что белорусский продукт самый плохой в мире, нет. Но его еще не научились правильно производить под запросы рынка и реализовывать», — заключает ресторанный рецензент.
В контексте борьбы с импортом эксперт также задается риторическим вопросом насчет возможности белорусского производителя обеспечить спрос, который неизбежно вырастет.
Причем цены на свою продукцию белорусы выставляют, как говорит Арина Лисецкая, с учетом не всегда подходящего для ресторанов качества «сумасшедшие».
Так что гамбургер, на 85% состоящий из белорусских продуктов — едва ли обозримая перспектива.

Незаменимые есть
В Минске работает много ресторанов японской, итальянской, грузинской кухни, использующих специфические продукты. Для суши-баров, которые в ресторанном бизнесе столицы занимают не менее 30%, необходимы водоросли нори, рис, соевый соус, тунец, авокадо и многое другое. Ничего из этого белорусы не производят.
Для грузинского национального блюда хинкали нужна качественная баранина. Рестораторам не известны местные производители, способные обеспечить спрос.

Повара хвалят продукцию Туровского молочного комбината, который делает неплохие сыры моцарелла, рикотта и москарпоне. Но опять появляется вопрос возможности обеспечить всех желающих.
Белорусский зеленый горошек, без которого не представишь салат «Оливье», по словам поваров, в ресторанах из-за неподходящего качества не используют — его закупают у российского поставщика.
Если говорить о круассанах, то, следуя традиционным стандартам качества этого продукта, мука из белорусской пшеницы не подойдет из-за клейковины.
«Мы говорим о мировых стандартах еды. Белорусы достойны, чтобы потреблять хорошую еду, и у нас есть люди, которые могут ее готовить. Но что касается поставок, то тут большая проблема. В стране нет ни средств, ни технологий, чтобы обеспечить общепит своими высококачественными продуктами», — говорит Арина Лисецкая.

Пипл хавает?
С точки зрения рестораторов, а не чиновников, ресторан — это заведение, которое должно подать продукт высшего качества; заведение, которому свойственна высокая культура питания. Здесь немыслимо (по крайней мере, так должно быть) унизить клиента, подав ему некачественный продукт. Качество блюда идет рука об руку с личным достоинством клиента.

Поэтому введение требования о 85% белорусской продукции рестораторы называют «очередным апокалипсисом».
«Тот человек, который следит за своей репутацией, плохой продукт не выдаст, он отправит его поставщику обратно. И поэтому вводите 85%, да хоть 100% — это ничего не даст», — говорит Арина Лисецкая.
Если все же рестораны заставят соблюдать принцип 85%, то клиенты получат некачественные блюда по неоправданно высокой цене, заключает специалист.

«Чиновникам нужно хоть раз выйти из своей столовки и сходить в нормальный ресторан. Шеф-поварам, которые головой отвечают за качество блюд, будет интересно узнать, почему они приняли такое решение, даже не спросив мнения профессионалов», — говорит собеседница.
Корень проблемы в том, считает Арина Лисецкая, что местная власть не компетентна в принятии таких решений. Чиновники должны сначала обсуждать вопрос с людьми, для которых они принимают решения, необходим публичный диалог.

Имидж ничто
В мире существует аналог «Оскара» в кулинарии — Красный гид Мишлен. Это наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов на данный момент. Гид выпускается с 1900 года. В нем нет ни одного упоминания о Беларуси, не говоря уже о попадании в рейтинг.
Арина Лисецкая болеет душой за признание наших рестораторов на международном уровне. Она просит ресторанных критиков и дегустаторов обратить внимание на нашу страну, рассказывает, что у нас есть куда сходить и что попробовать.
«Но вместо того, чтобы помочь нам гордиться своей страной, чиновники убивают зарождающийся рынок», — считает эксперт.
Tags: ЕАЭС, рынок, функционалы
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments