luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Похоже, высокой инфляции не избежать...

Что меня поражает, так это интернетовский примитивизм "Экономической газеты". Они даже картинки не способны в сети разместить.
В результате я, как лох, был вынужден вставлять графики вручную.

"РЕФОРМЫ ИЛИ ИНФЛЯЦИЯ: КТО КОГО?

Ситуация в экономике Беларуси остается весьма непростой. С просьбой оценить возможные сценарии ее исправления мерами макроэкономического регулирования «ЭГ» обратилась к доктору экономических наук Александру ЛУЧЕНКУ.

Задолженность экономики РБ банковской сфере по состоянию на 1.09.2013 г. составила 238,2 трлн. Br и выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 31,6%, тогда как ВВП в текущих ценах за тот же период увеличился на 17%. В результате на рубль прироста ВВП в августе 2013 г. приходилось 4,3 Br задолженности экономики по кредитам против 3,7 Br год назад (рис. 1 в печатной версии "ЭГ").


На рис. 1(в печатной версии "ЭГ") также видно, что по сравнению с началом 2011 г. доля кредитов на 1 рубль ВВП существенно уменьшилась. Однако это было вызвано не снижением темпов кредитования, а опережением прироста ВВП в текущих ценах над увеличением кредитования экономики.

В 2011 г. в результате девальвации в стране фактически изменился масштаб цен. Из рис. 1 и 2 (в печатной версии "ЭГ") видно, что в текущих ценах ежемесячный абсолютный прирост ВВП значительно возрос, тогда как Нацбанк не увеличил темпы роста кредитования экономики. Таким образом, относительное снижение размеров кредитов на 1 Br прироста ВВП не означает повышения эффективности работы экономики РБ, а обусловлено достаточно жесткой денежно-кредитной политикой в условиях высоких темпов инфляции.

Для нормального функционирования экономики предложение денег должно увеличиваться примерно теми же темпами, какими растет предложение товаров. При недостаточно эффективной работе субъектов хозяйствования и накоплении сверхнормативных запасов потребность в кредитовании увеличивается. Это видно на рис. 3, где отражены тренды снижения объемов производства и возрастания кредитования обрабатывающей промышленности.

Отметим, что с начала 2012 г. задолженность по кредитам обрабатывающей промышленности выросла на 71,8%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — на 69,8%, а строительства — всего на 11% (рис. 4 в печатной версии "ЭГ").

Прогнозируя сценарии дальнейшего развития экономики, можно предположить, что в случае необходимости увеличения объемов производства для выполнения прогнозных показателей реальному сектору потребуются дополнительные кредиты в размерах, превышающих увеличение объемов производства. Учитывая, что рентабельность реализованной продукции в промышленности снизилась с 17,3% за январь–июль 2012 г. до 10,4% за 7 месяцев т.г., а сельского хозяйства — с 20,3% до 9%, следует ожидать усиления давления групп влияния на правительство с целью предоставления именно льготных кредитов путем принятия соответствующих целевых программ.

С точки зрения классических либеральных подходов предоставление льготных кредитов малоэффективным предприятиям нецелесообразно. Однако, исходя из неоинституциональной методологии, надо учитывать всю совокупность экономических, социальных и политических факторов, действующих в белорусской институциональной среде. С учетом наличия групп влияния от каждой из отраслей, необходимости поддержания высокого уровня занятости населения при негибком рынке труда, достижения поставленных целей социально-экономического развития считаю наиболее вероятным сценарий увеличения кредитования ведущих отраслей экономики, в т. ч. за счет выделения льготных кредитов.

При этом увеличение льготных кредитов неизбежно усилит нагрузку на бюджет и может привести к корректировке его структуры. По данным Минфина, запланированные для льготирования процентные ставки ассигнования в размере 2,2 трлн. Br освоены уже в I полугодии 2013 г. Дополнительно до конца года на компенсацию ставок потребуется еще 4,5 трлн., а всего за год — примерно 6,7 трлн. Br.

Ряд статей бюджета уже перераспределен, в т.ч. уменьшены бюджетные расходы на науку. Из года в год сокращается удельный вес расходов на социальную сферу, что следует рассматривать как неблагоприятную тенденцию. Так, удельный вес расходов на социальную сферу в общих расходах консолидированного бюджета в 2007 г. составлял 50,4%, а в 2012 г. — 41%. Доля таких расходов в ВВП в 2007 г. — 24,7%, а в 2012 г. более чем в 2 раза ниже — 12,2%.

В создавшейся ситуации предпочтительным вариантом явилось бы технологическое реформирование реального сектора экономики, но этот сценарий может быть реализован только за длительный период времени. При этом, во-первых, иностранные инвесторы (в т.ч. китайские) принесут нам технологии только для увеличения собственных доходов, соглашаясь в основном на выплату белорусской стороне ренты за выгодное местоположение и относительно дешевую рабочую силу. Во-вторых, развитыми странами приняты меры по ограничению передачи «догоняющим» странам наиболее передовых научно-технических разработок. Поэтому создавать их Беларуси придется в основном самостоятельно или в кооперации с другими «догоняющими» странами. Однако этому не способствует очевидная тенденция сокращения финансирования научно-исследовательских работ.

Ограниченные возможности оперативной технической модернизации экономики, нецелесообразность перераспределения средств государственного бюджета в ущерб социальным и научно-техническим программам делает наиболее реальным сценарий решения проблем монетарными методами, в т. ч. путем увеличения рублевой денежной массы более высокими темпами по сравнению с товарным предложением. Это вызовет ускорение реальной инфляции, поэтому предлагаемая Нацбанком на 2014 г. политика таргетирования инфляции выглядит не очень актуальной. Однако следует признать, что наряду с привлечением иностранных инвестиций и кредитов дополнительное кредитование нефинансового сектора экономики при относительно умеренных темпах реальной инфляции (до 25–30% в год) может стать достаточно важным источником поддержания реального сектора, формирования доходной части бюджета и реализации социальных программ.

Таким образом, альтернатива сейчас такова: реформирование нефинансового сектора экономики с санацией убыточных предприятий, деятельность которых не влияет на экономическую безопасность страны, или возможность дополнительной денежной эмиссии с отказом от политики таргетирования инфляции".
ссылка
Tags: инфляция, реформы
Subscribe

  • Совковый "Витебск"

    Конференция в Витебске была отлично организована и большое спасибо хозяевам за теплый прием. Было много интересных выступлений. Правда, слушая…

  • В Новогрудке

    По просьбе менеджера из фонда "Страна замков" отснял их программу в Новогрудке. Остальные фото здесь

  • Бенюны: фаер - шоу

    Хорошо, что вчера погода удалась. Иначе фаер-шоу вряд ли бы получилось. Здесь выставил последнюю часть вчерашних фото. Экскурсоводы-рыцари стали…

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Совковый "Витебск"

    Конференция в Витебске была отлично организована и большое спасибо хозяевам за теплый прием. Было много интересных выступлений. Правда, слушая…

  • В Новогрудке

    По просьбе менеджера из фонда "Страна замков" отснял их программу в Новогрудке. Остальные фото здесь

  • Бенюны: фаер - шоу

    Хорошо, что вчера погода удалась. Иначе фаер-шоу вряд ли бы получилось. Здесь выставил последнюю часть вчерашних фото. Экскурсоводы-рыцари стали…