luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

В.Пинигин о белорусской экономике

Виктор Пинигин - один из сильнейших в стране экономистов.
Но работа в НИЭИ вынуждает его весьма сдержанно публиковаться.
И вот появилось изложение его взглядов, которые он изложил в научной статье.

Очень стоит прислушаться к его мнению.
В отличие от болтунов с неэкономическим образованием, он реально разбирается в проблемах и в какой-то степени может влиять на ситуацию.
Но не всегда и не везде говорит.

А тутбаевские журналисты недостойны даже минимального уважения. Он высказал свою точку зрения, а эти... (люди) дали заголовок: "Институт Минэкономики ратует за системную приватизацию, но против директивных показателей". В общем, тутбаевские (нецензурно) всегда готовы подставить человека под удар.

Проблема в том, что предложения Виктора Пинигина в сложившейся институциональной системе не могут быть приняты. Сначала принципиально нужно менять институциональную среду.


"Идеология прогноза социально-экономического развития на 2014—2016 годы должна основываться на отказе от доведения плановых заданий до предприятий. Такое мнение высказал первый заместитель директора Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Виктор Пинигин в статье, которая опубликована в июльском номере издаваемого НИЭИ "Экономического бюллетеня".

Слабостью прогнозов последних лет является то, что благие пожелания по созданию высокопроизводительных рабочих мест и в целом по модернизации экономики в разрезе министерств, видов экономической деятельности и регионов слабо реализуются, так как отсутствуют реальные экономические механизмы, стимулирующие осуществление предприятиями этих процессов. Директивная система доведения соответствующих показателей до субъектов хозяйствования не срабатывает", — говорится в статье.

В связи с этим, считает экономист, идеология прогноза социально-экономического развития на 2014—2016 годы "должна основываться на отказе от доведения плановых заданий (показателей) до предприятий с преобладающей долей государственной собственности".

"В условиях, когда до органов государственного территориального и отраслевого управления, а также организаций не доводятся директивные показатели (объемные и относительные), на которые они должны выйти в перспективном периоде, прогноз (фактически план) перестает быть директивным", — констатирует Виктор Пинигин.

Сами показатели, определенные исходя из условий развития, на перспективный период становятся в такой ситуации расчетными (в определенной мере прогнозными) и по своей сути являются индикативными, пишет экономист.

"При индикативном подходе нет необходимости завышать социально-экономические показатели, чтобы обеспечить напряженность плановых заданий. Коллективы предприятий сами начнут напряженно работать, так как их заработная плата напрямую будет зависеть от полученных и оцененных рынком результатов", — считает первый замдиректора НИЭИ Минэкономики.

Следует отметить, что попытка отказаться от директивной системы планирования экономики уже предпринималась экономическими властями. В 2011 году был разработан законопроект об индикативном планировании социально-экономического развития Беларуси. Основная идея документа сводилась к тому, что показатели, которые утверждает государство, носят индикативный характер и не являются обязательными для выполнения. Однако законопроект так и не был принят белорусским парламентом (естественно, этого и следовало ожидать - L.).

Между тем, считают экономисты, именно практика доведения директивных показателей до предприятий стала ключевой причиной роста складских запасов в промышленности в первой половине 2013 года. Как сообщалось ранее, несмотря на снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию, отечественные экспортеры не сократили пропорционально объемы производства.

В целях активизации предпринимательской деятельности и повышения эффективности производства необходим переход к системной приватизации, полагает Пинигин.

"В целях активизации предпринимательской деятельности и повышения эффективности производства необходим переход к системной приватизации, основной целью которой является повышение мотивации и эффективности производства, развитие рыночных основ экономики, а сопутствующей — сокращение разрыва валютной ликвидности, пополнение госбюджета и золотовалютных резервов", — отмечает (мечтатель -L.) Пинигин в статье.

При этом переход к системной приватизации "не означает повальную распродажу и раздачу государственного имущества", а указывает на необходимость перевода этого процесса на системную основу, считает Пинигин.

По мнению экономиста, переход к системной приватизации предполагает "четкое формирование системы целей, приоритетов, задач, принципов, критериев, форм, механизмов, условий ее осуществления и сделает этот процесс более транспарентным и предсказуемым для всех, в том числе для потенциальных инвесторов".

В целях обеспечения системной приватизации необходимо определить: группы объектов, подлежащих, условно подлежащих и неподлежащих приватизации; порядок приватизации; механизмы передачи собственности в зависимости от объектов приватизации; ограничения и условия приватизации (которые должны быть сокращены); последствия приватизации; порядок мониторинга реформированных предприятий; новые нормативно-правовые условия приватизации", — полагает Пинигин.

Напомним, в первом полугодии 2013 года средств от приватизации (продажи акций, принадлежащих государству) в страну не поступало. В 2012 году от продажи таких акций поступило 3,2 млн долларов (при годовом плане 2,5 млрд долларов)".
ссылка
Tags: экономика, экономисты
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments