Гипермаркет – это тип магазина, объединяющий в себе принципы организации магазина самообслуживания и магазина, разделенного на торговые отделы. От традиционных магазинов самообслуживания или супермаркетов, гипермаркеты отличаются, прежде всего, масштабностью по всем параметрам. Это не только большие торговые площади (от 5 тыс.кв.м), это еще и громадный ассортимент товаров (относящихся как к продовольственному, так и непродовольственному сегментам рынка розничной торговли), насчитывающий от 40 до 150 тыс. позиций, из них на непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50 % общего ассортимента.
По указанным критериям к гипермаркетам в Республике Беларусь можно отнести два магазина – гипермаркет «Bigzz», имеющий площадь более 6 000 кв.м. и декларирующий предоставление покупателям более 40 000 наименований товаров и гипермаркет «ProStore», площадь которого составляет 6200 кв. м, а декларируемый ассортимент – более 65 000 наименований товара. Если эти гипермаркеты, как и положено, находятся на окраине города, то «Корону» и «Гиппо» классическими никак не назовешь. «Корона» расположена недалеко от центра города, «Гиппо» – в оживленном жилом квартале города..
Продажи в гипермаркетах имеют свои особенности. Доля «импульсивных» покупок в таких магазинах может значительно превосходить долю "целевых", а сумма чека обычно превышает запланированную. Значительная часть потребителей не обращают внимания на рекламу до походов в магазин, не составляют заранее списки покупок (или отклоняются от такого списка, оказавшись в магазине) и совершают абсолютно незапланированные покупки. Именно поэтому некоторое покупатели (прежде всего мужчины) не желают ездить в гипермаркеты вместе с женами в связи с тем, что стоимость покупок в этих случаях значительно превышает запланированный размер.
Несмотря на пока незначительное число гипермаркетов, они стали третьим по значимости местом приобретения продовольственных товаров после рынка и магазина по месту жительства (33,6% респондентов предпочитают приобретать товары первой необходимости в гипермаркетах). Основными причинами, по которым опрошенные респонденты пользуются услугами гипермаркетов является возможность купить все товары в одном мессте. Отмечается также относительно большой ассортимент товаров, хотя в последнее время все большее число граждан говорят о резком сужении ассортимента.
Если гипермаркеты не смогут предложить покупателям значительно большего ассортимента товаров (чем в обычных магазинах) по более низким ценам, для населения утратят смысл и крупные закупки в этих магазинах. Это подтверждает и проведенный в рамках данного исследования социологический опрос: удобство расположения магазинов для большинства жителей города не является основным и 60,6% опрошенных предпочитают потратить больше времени на покупки, но купить продукты дешевле и «все в одном месте». При этом товары на неделю закупают 55,9% опрошенных респондентов.
Основной причиной, по которой отдельные респонденты еще недостаточно пользуются услугами гипермаркетов является их удаленность от места жительства. При этом многие опрошенные отмечали, что просто не видят смысла ехать в дальние гипермаркеты, в то время как основные товары есть в магазинах шаговой доступности примерно по тем же ценам.
Все чаще население отмечает, что ассортимент товаров в гипермаркетах постепенно ссужается, уменьшается количество позиций импортных товаров. По своему продовольственному ассортименту гипермаркеты начинают приближаться к обыкновенным супермаркетам с одной лишь разницей – если в супермаркете одна позиция товара выставлена в нескольких экземплярах, то в гипермаркете этот товар может занимать метры полок.
В настоящее время гипермаркеты не могут конкурировать с рынками по уровню цен на продовольственные товаров и крупными универсальными магазинами по продаже основных непродовольственных товаров (из-за относительно небольшого удельного веса таких товаров в общей сумме выручки).
Отсутствует реальная конкуренция между гипермаркетами и крупными торговыми центрами. В условиях примерно одинакового ассортимента товаров в условиях растущей покупательной способности населения гипермаркеты и крупные торговые центры активно посещаются населением, что ведет к созданию больших очередей. Особенно большие очереди характерно для гипермаркета «Простор». В этом же магазине обычны длинные очереди при взвешивании продуктов. При этом руководством предприятия не принимаются меры по установлению дополнительных касс или привлечению дополнительных работников для взвешивания.
Незаинтересованность гипермаркета «Бигз» в своих клиентах, проявляется, в частности, в установлении достаточно высокой платы за парковку (3 тыс. руб), что можно считать мировым «ноу-хау» (за границей априори предполагается, что парковка возле гипермаркета бесплатная). Покупатели, совершившие крупную покупку, освобождаются от оплаты за парковку, но сумма, при которой бесплатный выезд, постоянно растет. Весьма много замечаний о неудовлетоворительной работе гипермаркетов и торговых центров см. http://www.otzyvy.by/torgovye_tsentry. При этом среди покупателей, имевших возможность сравнивать отечественные и зарубежные гипермаркеты, однозначно отмечается несоответствие белорусских торговых центров мировым стандартам.
Несмотря на пока незначительное число гипермаркетов, они стали третьим по значимости местом приобретения продовольственных товаров после рынка и магазина по месту жительства (33,6% респондентов предпочитают приобретать товары первой необходимости в гипермаркетах). Основными причинами, по которым опрошенные респонденты пользуются услугами гипермаркетов является возможность купить все товары в одном мессте. Отмечается также относительно большой ассортимент товаров, хотя в последнее время все большее число граждан говорят о резком сужении ассортимента.
Если гипермаркеты не смогут предложить покупателям значительно большего ассортимента товаров (чем в обычных магазинах) по более низким ценам, для населения утратят смысл и крупные закупки в этих магазинах. Это подтверждает и проведенный в рамках данного исследования социологический опрос: удобство расположения магазинов для большинства жителей города не является основным и 60,6% опрошенных предпочитают потратить больше времени на покупки, но купить продукты дешевле и «все в одном месте». При этом товары на неделю закупают 55,9% опрошенных респондентов.
Основной причиной, по которой отдельные респонденты еще недостаточно пользуются услугами гипермаркетов является их удаленность от места жительства. При этом многие опрошенные отмечали, что просто не видят смысла ехать в дальние гипермаркеты, в то время как основные товары есть в магазинах шаговой доступности примерно по тем же ценам.
Все чаще население отмечает, что ассортимент товаров в гипермаркетах постепенно ссужается, уменьшается количество позиций импортных товаров. По своему продовольственному ассортименту гипермаркеты начинают приближаться к обыкновенным супермаркетам с одной лишь разницей – если в супермаркете одна позиция товара выставлена в нескольких экземплярах, то в гипермаркете этот товар может занимать метры полок.
В настоящее время гипермаркеты не могут конкурировать с рынками по уровню цен на продовольственные товаров и крупными универсальными магазинами по продаже основных непродовольственных товаров (из-за относительно небольшого удельного веса таких товаров в общей сумме выручки).
Отсутствует реальная конкуренция между гипермаркетами и крупными торговыми центрами. В условиях примерно одинакового ассортимента товаров в условиях растущей покупательной способности населения гипермаркеты и крупные торговые центры активно посещаются населением, что ведет к созданию больших очередей. Особенно большие очереди характерно для гипермаркета «Простор». В этом же магазине обычны длинные очереди при взвешивании продуктов. При этом руководством предприятия не принимаются меры по установлению дополнительных касс или привлечению дополнительных работников для взвешивания.
Незаинтересованность гипермаркета «Бигз» в своих клиентах, проявляется, в частности, в установлении достаточно высокой платы за парковку (3 тыс. руб), что можно считать мировым «ноу-хау» (за границей априори предполагается, что парковка возле гипермаркета бесплатная). Покупатели, совершившие крупную покупку, освобождаются от оплаты за парковку, но сумма, при которой бесплатный выезд, постоянно растет. Весьма много замечаний о неудовлетоворительной работе гипермаркетов и торговых центров см. http://www.otzyvy.by/torgovye_tsentry. При этом среди покупателей, имевших возможность сравнивать отечественные и зарубежные гипермаркеты, однозначно отмечается несоответствие белорусских торговых центров мировым стандартам.
Journal information