luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Белорусские гипермаркеты и их проблемы

Вежливо (в силу необходимости) написал о белорусских гипермаркетах. Буду благодарен за предложения, замечания, критику.

Гипермаркет – это тип магазина, объединяющий в себе принципы организации магазина самообслуживания и магазина, разделенного на торговые отделы. От традиционных магазинов самообслуживания или супермаркетов, гипермаркеты отличаются, прежде всего, масштабностью по всем параметрам. Это не только большие торговые площади (от 5 тыс.кв.м), это еще и громадный ассортимент товаров (относящихся как к продовольственному, так и непродовольственному сегментам рынка розничной торговли), насчитывающий от 40 до 150 тыс. позиций, из них на непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50 % общего ассортимента.
По указанным критериям к гипермаркетам в Республике Беларусь можно отнести два магазина – гипермаркет «Bigzz», имеющий площадь более 6 000 кв.м. и декларирующий предоставление покупателям более 40 000 наименований товаров и гипермаркет «ProStore», площадь которого составляет 6200 кв. м, а декларируемый ассортимент – более 65 000 наименований товара. Если эти гипермаркеты, как и положено, находятся на окраине города, то «Корону» и «Гиппо» классическими никак не назовешь. «Корона» расположена недалеко от центра города, «Гиппо» – в оживленном жилом квартале города..
Продажи в гипермаркетах имеют свои особенности. Доля «импульсивных» покупок в таких магазинах может значительно превосходить долю "целевых", а сумма чека обычно превышает запланированную. Значительная часть потребителей не обращают внимания на рекламу до походов в магазин, не составляют заранее списки покупок (или отклоняются от такого списка, оказавшись в магазине) и совершают абсолютно незапланированные покупки. Именно поэтому некоторое покупатели (прежде всего мужчины) не желают ездить в гипермаркеты вместе с женами в связи с тем, что стоимость покупок в этих случаях значительно превышает запланированный размер.
Несмотря на пока незначительное число гипермаркетов, они стали третьим по значимости местом приобретения продовольственных товаров после рынка и магазина по месту жительства (33,6% респондентов предпочитают приобретать товары первой необходимости в гипермаркетах). Основными причинами, по которым опрошенные респонденты пользуются услугами гипермаркетов является возможность купить все товары в одном мессте. Отмечается также относительно большой ассортимент товаров, хотя в последнее время все большее число граждан говорят о резком сужении ассортимента.
Если гипермаркеты не смогут предложить покупателям значительно большего ассортимента товаров (чем в обычных магазинах) по более низким ценам, для населения утратят смысл и крупные закупки в этих магазинах. Это подтверждает и проведенный в рамках данного исследования социологический опрос: удобство расположения магазинов для большинства жителей города не является основным и 60,6% опрошенных предпочитают потратить больше времени на покупки, но купить продукты дешевле и «все в одном месте». При этом товары на неделю закупают 55,9% опрошенных респондентов.
Основной причиной, по которой отдельные респонденты еще недостаточно пользуются услугами гипермаркетов является их удаленность от места жительства. При этом многие опрошенные отмечали, что просто не видят смысла ехать в дальние гипермаркеты, в то время как основные товары есть в магазинах шаговой доступности примерно по тем же ценам.
Все чаще население отмечает, что ассортимент товаров в гипермаркетах постепенно ссужается, уменьшается количество позиций импортных товаров. По своему продовольственному ассортименту гипермаркеты начинают приближаться к обыкновенным супермаркетам с одной лишь разницей – если в супермаркете одна позиция товара выставлена в нескольких экземплярах, то в гипермаркете этот товар может занимать метры полок.
В настоящее время гипермаркеты не могут конкурировать с рынками по уровню цен на продовольственные товаров и крупными универсальными магазинами по продаже основных непродовольственных товаров (из-за относительно небольшого удельного веса таких товаров в общей сумме выручки).
Отсутствует реальная конкуренция между гипермаркетами и крупными торговыми центрами. В условиях примерно одинакового ассортимента товаров в условиях растущей покупательной способности населения гипермаркеты и крупные торговые центры активно посещаются населением, что ведет к созданию больших очередей. Особенно большие очереди характерно для гипермаркета «Простор». В этом же магазине обычны длинные очереди при взвешивании продуктов. При этом руководством предприятия не принимаются меры по установлению дополнительных касс или привлечению дополнительных работников для взвешивания.
Незаинтересованность гипермаркета «Бигз» в своих клиентах, проявляется, в частности, в установлении достаточно высокой платы за парковку (3 тыс. руб), что можно считать мировым «ноу-хау» (за границей априори предполагается, что парковка возле гипермаркета бесплатная). Покупатели, совершившие крупную покупку, освобождаются от оплаты за парковку, но сумма, при которой бесплатный выезд, постоянно растет. Весьма много замечаний о неудовлетоворительной работе гипермаркетов и торговых центров см. http://www.otzyvy.by/torgovye_tsentry. При этом среди покупателей, имевших возможность сравнивать отечественные и зарубежные гипермаркеты, однозначно отмечается несоответствие белорусских торговых центров мировым стандартам.
Tags: торговля
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments