luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Category:

О привлечении банков к финансированию инноваций

Выставляем для обсуждения.
Будем благодарны за комменты.

Низкая эффективность инновационных фондов

Хотя в Республике Беларусь создаются отраслевые и территориальные инновационные фонды, на практике их деятельность в недостаточной степени ориентирована для внедрения именно передовых инновационных технологий и практически не связна с введением венчурного бизнеса.


При создании инновационных фондов предполагалось стимулирование за счет их средств внедрения отечественных и зарубежных передовых технологий и производство наукоемкой продукции. На практике же более половины средств таких фондов направляется на финансирование обычных капитальных вложений, а на научно-исследовательские работы выделяется примерно 11% средств. Средства инновационных фондов использовались как финансовый инструмент перераспределения доходов одних, более эффективных предприятий отрасли в пользу других, как правило, имеющих худшие результаты своей деятельности. При этом доля доля инновационных фондов в валовом внутреннем продукте сократилась с 2% в 2009 г. до 0,7 процента в 2011 г.. Такой подход не обеспечил инновационное развитие экономики и никак не обеспечивал финансирование венчурных проектов.

Роль Белинфонда

Имеющийся в стране Белорусский инновационный фонд (Белинфонд) существенно ограничен в финансовых средствах. В частности, в  соответствии с Указом от 7.08.2012 № 357 Белорусскому инновационному фонду (Белинфонду) могут быть направлены 5% от всего финансирования республиканских инновационных фондов. Таким образом, по предварительным расчетам, в 2013 г. Белинфонд сможет получить около Br 80 млрд., тогда как на 2012 г. было выделено 130 млрд. рублей (менее $16 млн. по нынешнему курсу). Поскольку Белинфонд предоставляет финансирование на срок до 5 лет под 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка без требования залога и поручительства, то происходит постоянный рост  заявок на финансирование инновационных и наукоемких проектов и уже начато освоение проектов с объемом финансирования в $5–10 млн. выделяемых средств явно недостаточно.

При этом Белинфонд в основном ориентирован на относительно крупные инновационные проекты с обязательной их окупаемостью: с привлечением его средств был построен завод по выпуску биологически активных веществ в Институте фармакологии НАН Беларуси, завода горячего оцинкования в Лиде, технологическая реконструкция ОАО «Электроаппаратура», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и др. При этом задолженность по займам Белинфонда взыскивается в республиканский бюджет со счетов предприятий в бесспорном порядке При этом применяется трехсторонний формат подписания договоров (фонд — предприятие — госзаказчик), что является своего рода гарантией успешного выполнения проекта и возврата государственных средств, которая компенсирует отсутствие залога и поручителей.

Вместе с тем, с 2010 г. Белинфонд первым в стране получил статус венчурного фонда и уже подготовлен проект указа о передаче части средств, выделяемых из бюджета для финансирования науки, для реализации венчурных проектов. При этом под венчурными проектами нами понимаются проекты, обладающие в совокупности тремя основными характеристиками инновационным характером, ожидаемой высокой доходности в случае их успешной реализации и относительно высоким риском потери инвестиций в случае выявленной неудачной реализации. В настоящее время ими финансируется 2 проекта по микроэлектронике в ГНПО «Планар», и один — по выпуску новых стройматериалов на условиях безусловной возвратности выделенных средств. Хотя в Указе № 357 появилась норма, предполагающая безвозвратное выделение денег инновационных фондов, но к переходу на действительно венчурные принципы финансирования инноваций Белинфонд пока не готов.

Очевидно, что Белинфонд в ближайшей перспективе на может самостоятельно финансировать действительно венчурные проекты за счет бюджетных средств. Следует также учитывать, что в зарубежной практике  доля государства в финансировании инноваций не превышает 20–30%, остальное предлагают частные структуры. в формировании эффективной национальной инновационной системы, включая финансирование венчурных проектов, должны участвовать все субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности и специфики их хозяйственной деятельности.

Роль коммерческих банков в финансировании инновационной деятельности на современном этапе

За рубежом существуют различные точки зрения о роли банков в венчурном инвестировании. Одни специалисты считают, что по сравнению с рыночными системами (market-based systems) банки играют вспомогательную роль в венчурном инвестировании, поскольку инвестирование осуществляют, как правило, на поздних этапах финансирования проекта, а не на стадии start-up. Однако все больше распространяется точка зрения, что банки, являясь стратегическими инвесторами, соединяют процесс венчурного инвестирования и кредитования. При этом банки имеют широко разветвленную сеть и имеют возможность в использовании синдицированного кредитования. Специфика банковской деятельности позволяет им осуществлять более полный анализ деятельности инвестируемого предприятия на всех этапах жизненного цикла проекта. Наличие партнерских отношений с кредитором положительно влияет на объем венчурных инвестиций. Банки за рубежом заинтересованы в сотрудничестве с клиентами по всем направлениям банковской деятельности, в том числе и в направлении венчурного инвестирования.

В Республике Беларусь коммерческие банки играют первостепенную роль в аккумулировании и перераспределении свободных финансовых потоков, которые  могут быть направлены на достижение качественного экономического роста, повышение конкурентоспособности страны на внешних рынках посредством производства высокотехнологичной продукции. Взнос банков в долгосрочное  развитие экономики возможно за счет их участия в  венчурном инвестировании.

Финансирование рискованных проектов может быть выгодно и самим банкам. Как показывает зарубежный опыт, участие в венчурном инвестировании направлено на достижение банками стратегических целей. Среди которых могут выступать стремление банков внедриться в новую отрасль (в качестве инвесторов в капитал), создание новых финансовых инструментов для увеличения доходности и участия в сферах, приносящих доход выше среднего. Банки также используют венчурные инвестиции для увеличения их кредитной активности за счет привлечения на обслуживание новых клиентов, ранее финансируемых в рамках венчурных проектов, повышения их лояльности.

 Ограничения

Несмотря на значимые выгоды как для экономики в целом, так и для самих банков возможность их участия в финансировании венчурных проектов имеет существенные ограничения как законодательного, так и институционального характера.

Среди основных барьеров в области банковского законодательства можно отметить следующие. Инвестирование и кредитование венчурных проектов является долгосрочными высоко рискованными операциями для банков. С учетом того, что в ресурсной базе банка наибольший вес занимают заемные средства (около 80 процентов), а оставшаяся часть пассивов - собственные средства - предназначены для обеспечения безопасного функционирования банков и защиты интересов вкладчиков, регулятор создает законодательные барьеры рискованным активным операциям, либо допускает наличие таковых в  определенных объемах  для банков, имеющих высокую степень капитализации.  Так, в случае долевого участия  банка в уставном фонде небанковской кредитно-финансовой организации необходимо разрешение Национального банка. Регулятор предоставляет возможность банку в подобном участии только в случае его устойчивого финансового состояния и за счет собственных источников финансирования. При получении такого разрешения и вложении в уставный фонд другой организации средств банка, сумма долевого участия вычитается при расчете нормативного капитала. Величина нормативного капитала используется при расчете нормативов безопасного функционирования банка, влияя тем самым на показатели устойчивости и на объем его кредитных операций.

В области кредитования банки второго уровня разрабатывают локальные документы, на базе положений регулятора, регламентирующие порядок предоставления и погашения ссудной задолженности. Основными условиями предоставления кредитов является минимизация возникновения рисков невозврата кредитов, которая обеспечивается за счет реализации принципов, основными из которых являются возвратность, срочность, платность и обеспеченность. Следовательно, кредитование банками венчурных проектов осложнено по следующим причинам:

·          венчурные компании на стадии своего становления не могут предоставить необходимого обеспечения по кредиту

·         существующая практика оценки кредитоспособности заемщиков не позволяет банку принять обоснованное решение о возможности выдачи кредита

·         венчурное кредитование рассчитано на длительный срок  и должно обеспечиваться долгосрочными ресурсами банка, запас которых у банков ограничен.

Кроме вышесказанного, при осуществлении активных операций в зависимости от степени риска банки за счет прибыли делают отчисления в резервы, отвлекая часть ресурсов из оборота,  неся упущенную выгоду.

Среди институциональных ограничений участия банков в венчурном инвестировании в Республике Беларусь можно выделить следующие:
·         высокая доля централизованного государственного перераспределения финансовых потоков в стране;
·         преобладание государственных предприятий, слабо заинтересованных в реальной инновационной модернизации, недостаточное развитие предприятий малого и среднего бизнеса, что мешает им полноценно участвовать в инновационной деятельности;
·         отсутствие развитых рыночных институтов, способствующих формированию рынка рисковых инвесторов;
·         низкая рентабельность деятельности предприятий нефинансовой сферы; концентрация финансовых ресурсов в банковской сфере;
·         главенствующая роль банков в аккумуляции и перераспределении финансовых ресурсов при преобладании высокой доли государственных банков в капитале и активах банковской системы;
·         использование финансовых ресурсов банковской сферы для поддержки организаций в нефинансовой сфере по приоритетным направлениям (сельское хозяйство, промышленность, строительство). Признается приоритетом и инновационная деятельность, однако банковская сфера это направление до настоящего времени практически не поддерживает;
·         высокая конкуренция в банковском секторе оказывает влияние на прибыльность банков, что вынуждает их концентрироваться на доходных видах деятельности и ограничивает желание и возможности банков в открытии дочерних организаций, которые участвовали бы в финансировании инновационных проектов; 
·         вместе с тем, деятельность банков второго уровня (коммерческих банков) находится в сильной зависимости от решений Национального банка Республики Беларусь и проводимой им денежно-кредитной политики.
Исходя из вышесказанного, механизм участия банков Республики Беларусь в венчурном инвестировании должен включать возможность устранения законодательных ограничений, и учитывать особенности институциональной среды.

Предлагаемый механизм банковского финансирования инновационной/венчурной деятельности

С учетом специфики экономической деятельности в Республике Беларусь и необходимостью стимулирования инновационного/венчурного бизнеса представляется целесообразным подключить к этой деятельности институциональные структуры банковской сферы.  При этом на начальной стадии формирования института венчурного инвестирования с участием банков главенствующую роль в данном процессе должен играть государственный регулятор (фонд «Белорусская венчурная компания»). Одними из основных задач  данного фонда является финансовая поддержка венчурного инвестирования и участие от имени государства в создании и управлениями венчурными фондами с участием государственного капитала.  

Механизм участия банков в венчурном инвестировании определяется степенью вероятности наступления риска.  Участие банков в инвестировании инновационных проектов возможно или посредством венчурного финансирования или инновационного кредитования.

Вложения в инновационный бизнес на стадии “start up” сопряжены с высокой степенью неопределенности и рискованности. Поэтому для подлинно рискованных инвестиций в венчурные проекты на стадии освоения нового технологического процесса до выпуска первых образцов продукции необходима диверсификация банковских рисков посредством их разделения и рассредоточения среди группы инвесторов. Достичь данной цели возможно за счет формирования специализированного Банковского венчурного фонда (БВФ) в форме закрытого акционерного общества.  Считаем целесообразным, чтобы на первом этапе свыше 51 процента уставного фонда будет сформировано за счет средств фонда «Белорусский венчурный фонд», а оставшуюся часть акций  выкупят коммерческие банки. Таким образом, долевое участие банков в Банковском венчурном фонде составит не более 49 процентов.

  На первом этапе Белорусский инновационный фонд курирует деятельность БВК, контроля и регулирования его деятельность. Затем, по мере накопления опыта, уставный фонд БВК увеличивается за счет дополнительного привлечения средств банков и расширения числа акционеров.

В целях упрощения процедуры предоставить банкам возможность их участия в Банковском венчурном фонде без предварительного разрешения Национального Банка Республики Беларусь при выполнении определенных условий.   Право на участие в уставном капитале венчурного фонда будут иметь банки: 

·         с момента государственной регистрации которых прошло не менее пяти лет. Выбор подобного срока предоставит доступ к инновационным проектам только тем банкам, которые имеют долгосрочные стратегические планы развития, сформированную клиентскую базу, хорошую деловую репутацию, узнаваемый брэнд, а также опыт ведения бизнеса в банковской сфере;
·         в течение периода своей деятельности банк имел устойчивое финансовое положение, и в полном объеме соблюдал установленные нормативы безопасного функционирования;
·         объем собственного капитала банка  составляет не менее 40 млн. евро в эквиваленте. Выполнение данного критерия даст доступ к венчурному инвестированию банкам с относительно высокой степенью капитализации.

В случае невыполнения хотя бы одного из выше перечисленных условий долевое участие банка в Банковском венчурном фонде возможно после получения соответствующего разрешения Национального банка Республики Беларусь. 

На данный момент выше названным критериям соответствуют девять из десяти (за исключением ЗАО «Альфа-банк») крупнейших банков Республики Беларусь. При этом банки с долей государства в уставном фонде занимают доминирующие позиции в банковской системе, поэтому за ними должна сохраняться приоритетность их участия в венчурных фондах.

При привлечении в  ОАО «Банковский венчурный фонд»  девяти крупнейших банков Республики Беларусь при условии вложения в фонд 5 процентов собственного капитала величина уставного капитала венчурного фонда, сформированного коммерческими банками, составит примерно 2,0 трлн. рублей (по курсу НБ 8 500 составляет 27 млн. долларов США), что составит 49 процентов уставного фонда создаваемой венчурной организации. С учетом средств фонда «Белорусская венчурная компания», доля которого составит 51 процент, совокупная величина уставного фонда ОАО «Банковский венчурный фонд» сложиться в размере около 462 млн.долларов США. 
А.И.Лученок, Н.В.Рябова


Tags: банки, инновации
Subscribe

  • Совковый "Витебск"

    Конференция в Витебске была отлично организована и большое спасибо хозяевам за теплый прием. Было много интересных выступлений. Правда, слушая…

  • В Новогрудке

    По просьбе менеджера из фонда "Страна замков" отснял их программу в Новогрудке. Остальные фото здесь

  • Бенюны: фаер - шоу

    Хорошо, что вчера погода удалась. Иначе фаер-шоу вряд ли бы получилось. Здесь выставил последнюю часть вчерашних фото. Экскурсоводы-рыцари стали…

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments