luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Теневая экономика в Беларуси и как с ней бороться

Небольшой материал для обсуждения о размере теневой экономики и о методах сокращения ее размеров одного из наших авторов.
Или не нужно теневую экономику сокращать?
Ваше мнение?


"В течение последних пяти лет уровень теневой экономики (ТЭ) колебался в пределах 30-34% от ВВП по Беларуси, 33-36% - по г. Минску. Оценки на мезоуровне показали, что размеры ТЭ в различных отраслях характеризуются значительной колеблемостью – от 4-6% в выпуске промышленности до 40-75% в розничной торговле. В отраслевой структуре теневого выпуска г. Минска преобладают: торговля, промышленность, строительство, транспорт {(с) Бокун Н.Ч.}.

По результатам опросов представителей малого и среднего бизнеса в 2012 г. Исследовательским центром ИПМ, лишь четверть респондентов заявили об отсутствии в их практике прохождения документов без отражения в бухгалтерской отчетности. В 2010 г. 29% респондентов, в 2011 – 34% респондентов указывают, что теневой оборот на частных предприятиях может достигать 25%. Наибольшее распространение теневой оборот получил в торговле, общественном питании, транспорте, на малых предприятиях с численностью работающих до 50 человек. Более половины респондентов полагают, что руководители малых и средних предприятий (МСП) периодически дают взятки представителям органов управления. Наиболее часто о присутствии в практике такого явления, как дача взяток, заявили МСП с численностью занятых от 11 до 50 человек и от 51 до 100 человек (55% и 54% соответственно). Среди МСП с численностью работников от 1 до 10 человек и от 11 до 50 человек высок удельный вес респондентов, отказавшихся ответить на вопрос о частоте дачи взяток. Наименьшее количество взяток наблюдается в строительстве (может быть связано с сокращением государственных программ), транспорте и связи. В Минске об отсутствии дачи взяток заявили лишь 17% респондентов при среднем показателе 24,8%. В Минске высока доля тех, кто не ответил на вопрос о взятках (32%), а также указал на присутствие данного явления в 25% случаев (25,2%).

Проведенные членами ВНК опросы руководителей предприятий г. Минска (Бокун Н. Ч., 2005, 2011) показали, что в течение последних двух-трех лет свыше 40% респондентов оказывались в кризисной ситуации, которую нельзя было разрешить законным путем. В качестве основных причин были названы: влияние более крупного капитала (например, Российского), обострение борьбы между конкурентами, противоречивость законодательной базы, коррупция чиновничества, высокий процент ссудного капитала, слабый приток инвестиций, рост цен на нефть, топливо, газ. В строительстве наибольшее число респондентов указало на коррупцию чиновничества (50%), противоречивость государственного регулирования (свыше 40%) и высокий процент ссудного капитала (25%), как на основные факторы ТЭ, в торговле, по мнению респондентов, такими факторами оказались: противоречивость государственного регулирования (40% респондентов), слабый приток инвестиций (33%), рост цен на нефть, топливо, газ (20%) и коррупцию чиновничества (20%).

По результатам опроса руководителей предприятий г. Минска и отдельных специалистов основные составляющие неучтенного выпуска в промышленности – неучтенные сырье и материалы, производство товаров работниками для себя, нелегальные заказы, продажа товаров за наличный расчет, в строительстве – неучтенные стройматериалы и проведение работ за наличный расчет, в транспорте – грузоперевозки за наличный расчет, хищение топлива, комплектующих изделий, в торговле – продажа неучтенных товаров, необоснованный рост цен. Наиболее распространенные механизмы ТЭ – пересортица, двойная бухгалтерия, фиктивные участники производственного процесса, занижение фонда заработной платы. Свыше 50% респондентов указало, что 60-80% организаций скрывает до 10% налогов, фонда оплаты труда и прибыли; от 10 до 50% операций по оплате товаров и услуг производится наличными деньгами.

По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод: возможные способы снижения размеров ТЭ в г. Минске могут быть связаны с регулярным отслеживанием границ неофициальной экономики, совершенствованием налогового законодательства, легализацией отдельных видов экономической деятельности, стимулированием малого и среднего бизнеса в сочетании с рядом репрессивных методов: ужесточением контрольно-ревизионных проверок, созданием антикоррупционной системы стимулов и санкций.

Работу целесообразно вести по следующим направлениям:

а) рассмотреть возможность легализации теневой деятельности в разрезе классификационных групп ТЭ (проституция, запрещенные азартные игры);

в) установить категории «пионерных» предприятий с предоставлением «налоговых каникул» сроком до пяти лет (выпуск инновационной продукции) в сочетании с прогрессивным налогообложением высокодоходных видов услуг (игорный бизнес, посредническая деятельность);

г) увеличить заработную плату государственных служащих в 3-4 раза в сочетании с усилением антикоррупционного контроля, включая формирование специального премиального фонда за счет конфискации имущества и денежных средств осужденных за коррупцию;

д) сформировать систему специальных выборочных наблюдений за размером неучитываемой экономической деятельности как на уровне предприятий, так и индивидуальных предпринимателей. Целесообразно проводить:
– полугодовые территориальные расслоенные выборки малых организаций, дополнительно к официально проводимым сплошным годовым обследованиям;
– выборочные мини-обследования для оценки деятельности субъектов малого предпринимательства без образования юридического лица (физических лиц);
– специальные обследования индивидуальных предпринимателей г. Минска (основа выборки – база данных Министерства по налогам и сборам, регистр налогоплательщиков); предусматривается расслоение по видам деятельности, доступному признаку отбора (например, валовому доходу); метод опроса – электронная почта;

е) введение в отчетность налоговых служб показателей в разрезе видов деятельности (ОКЭД) с целью последующей более точной оценки скрытого производства;

ж) формирование в г. Минске специальной информационно-аналитической структуры (центра, отдела, института), основные функции которой: проведение мониторинга и прогнозирования теневой экономики в г. Минске, - что позволит разрабатывать обоснованную политику ограничения теневой экономики, дифференцированную по видам деятельности и территории".


Tags: теневая экономика
Subscribe

  • Зачем белорусским функционалам рабочий день 2 января?

    Правительство Беларуси не нашло возможности сделать 2 января каникулярным днем, в отличие от России, где гуляют до 9 января (календарик справа).…

  • Ради рекламы книги :)

    Я очень редко соглашаюсь быть "говорящей головой" на белорусском телевидении, но сегодня уговорили, поскольку тема хорошая: подписан указ…

  • Кто-то не любит РБК?

    Вечер. Смотрю аналитику по РБК. Звонок в дверь. Врывается маЛЧик и взахлеб вещает: - У вас есть колосально выгодная возможность подключиться в…

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Зачем белорусским функционалам рабочий день 2 января?

    Правительство Беларуси не нашло возможности сделать 2 января каникулярным днем, в отличие от России, где гуляют до 9 января (календарик справа).…

  • Ради рекламы книги :)

    Я очень редко соглашаюсь быть "говорящей головой" на белорусском телевидении, но сегодня уговорили, поскольку тема хорошая: подписан указ…

  • Кто-то не любит РБК?

    Вечер. Смотрю аналитику по РБК. Звонок в дверь. Врывается маЛЧик и взахлеб вещает: - У вас есть колосально выгодная возможность подключиться в…