luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Странные оценки приватизируемых объектов

Есть белорусские газеты, ориентированные на продвинутых пользователей, но еще надеющиеся обеспечивать приличные бумажные тиражи. Но имеются и шустрые интернет-пираты, которые выставляют лучшие статьи у себя на сайте и тем самым получают популярность.
Так получилось и со статьей по поводу приватизации.
Вот она:


«Одна из проблем нашей экономики - отсутствие в Беларуси системы объективной оценки стоимости предприятий»

13.03.2012  Александр ОБУХОВИЧ, «Белгазета»
Одна из проблем нашей экономики – отсутствие в стране системы объективной оценки стоимости предприятий. В рыночной экономике с ее непрерывными перетоками капиталов это недопустимо.
Всегда какие-то предприятия будут развиваться быстрее, и им потребуется дополнительные площади и мощности. А на каких-то предприятиях – то ли вследствие технического прогресса, то ли при изменении спроса – будут образовываться свободные мощности. Сегодня на одних предприятиях это сдерживает рост, на других – снижает их экономическую эффективность.

«Белвар», некогда крупнейшее приборостроительное предприятие страны, с начала 1990-х гг. попало в тяжелое положение, поскольку его основная продукция военного назначения оказалась невостребованной. Удалось сохранить лишь небольшое производство «измериловки» и производство электробытовых товаров – ранее вспомогательное, но позже ставшее основным. Численность работающих упала с 15 тыс. человек в советские времена до 1 тыс. сегодня. Естественно, образовались и лишние площади, и лишние мощности.

Новое руководство тогда выбило значительные кредиты под модернизацию производства и освоение новой продукции. И в это же время – и это совершенно темная история – неким белорусским ООО у предприятия было изъято 5 млн. долларов, что погрузило его на 10 лет в пучину долгов: производя мясорубки, такие суммы вернуть трудно. Этот факт никогда не расследовался, хотя я лично предоставлял документы в Следственный комитет МВД. В акте проверки предприятия Комитетом госконтроля записана версия, не соответствующая действительности. (Тем не менее, некоторые товарищи из руководящих кабинетов были вынуждены уехать в Москву, где неплохо себя чувствуют, прокручивая выведенные деньги. А ведь сначала клялся и божился, что он белый и пушистый, что его просто подставили - L.)

По моим данным, к 2006 г. за счет своих средств и продажи части корпусов предприятие погасило долги перед банками, стабилизировало работу и даже понемногу начало модернизировать продукцию и производственные мощности (ранее все деньги уходили на погашение долгов). Подчеркну: долгов предприятие не имело, сбыт в России шел стабильно. Трудно, но жили. И вдруг предприятие продали «Амкодору». И как продали!

На 1 января 2011 г. балансовая стоимость предприятия составляла около 60 млрд. руб.(чуть менее 20 млн.дол.). Практика продажи корпусов показала, что рыночная стоимость корпусов выше балансовой. Оценка не проводилась, но по разным методикам рыночная стоимость предприятия составляла не менее 40 млн. дол.

Предприятие было продано за 315 млн. руб. Столько в рыночных ценах стоит проходная «Белвара». Цифра была определена из оценки предприятия в рублях на 1 января 1996 г. (!) при формировании уставного фонда ОАО безо всякой индексации. Наличие сформированного предприятием дополнительного фонда было проигнорировано.

Дополнительным обязательством ОАО «Амкодор» явилось его обязательство проинвестировать купленное предприятие на сумму 5-10 млрд. руб. (0,6-1,2 млн.дол., меньше прибыли «Белвара» за три квартала 2011г.). Таким образом, получив «в подарок» от государства 30 млн.дол., «Амкодор» всего лишь обязался из этих сумм проинвестировать уже свое собственное предприятие на 1 млн. дол.. Круто!

Не знаю, как сейчас, но несколько лет назад доля государства в акционерном капитале ОАО «Амкодор» составляла около 15%. Так что часть «подарка» (3-4 млн.дол.) государству, возможно, возвращается в виде роста стоимости его акций на ОАО «Амкодор». Остальное достается частным акционерам. И общие убытки государства от этой операции составят около 25 млн. дол.

Конечно, содержать «Белвар» в том виде, как он существовал, было не по-хозяйски. Существовало как минимум два варианта его реформирования: цивилизованный и логичный. По цивилизованному варианту требовалось выделить из него «живые» производства в дочерние предприятия, перевести туда максимум людей, передать минимум площадей. А потом головное производство, уже «пустое», обанкротить. Имущество распродать.

Логичный вариант должен был исходить из наличия в Минске массы родственных госпредприятий со свободными площадями и недостаточными объемами производства. Требовалось передать им живые производства с вывозом. Например, остатки «измериловки» и ЗВТ (дочернее приборо-строительное подразделение «Белвара») – Научно-исследовательскому приборостроительному институту, бытовую электротехнику – «Эталону» или «Термопласту». Метрологию и некоторые участки – Академии наук. А пустой завод уже банкротить и распродавать. Профинансировать операцию и переезд из выручки за корпуса. И производства сохранили бы, и государство получило бы нормальные деньги.

Были и цивилизованные варианты помощи «Амкодору». Помогать ему надо, предприятие ведет большую инвестиционную программу модернизации, и свободных денег у него маловато. А его работа для страны существенна. Но помогать надо предприятию, а не его акционерам. Можно было передать ему часть площадей и незадействованного оборудования (по реальной стоимости) как взнос государства в капитал под дополнительную эмиссию акций.

В общем, варианты были. Это не случай с небольшим «убитым» предприятием в глубинке, где трудно найти инвестора и где, возможно, есть смысл продавать его за одну базовую величину. Это – центр Минска, где покупатель на корпуса всегда найдется.

Механизмы перераспределения нужны. Они должны быть простые, ясные и подлежащие расчету. И запускаться не решением президента, а в рабочем порядке. Должна существовать не допускающая вольных трактовок методика расчета (и регулярной переоценки) капитализации предприятий с участием госкапитала. Нужно провести ревизию предприятий, сформировать базу данных. Что-то списать, что-то уценить – и подвести черту под прошлым.

Это позволит отказаться от архаичной совковой системы управления промышленностью через громоздкие и неэффективные министерства и концерны. Но наше государство обязано управлять государственным капиталом. Именно как капиталом, который в любой момент может быть превращен в деньги и проинвестирован в другом конце страны, если там он принесет государству больший доход. Представителем государства на предприятии с госкапиталом должен быть не чиновник, а бухгалтер или экономист из Госимущества, ответственный за сохранение и умножение государственного капитала. И только.
ссылка




Tags: мошенничество, приватизация
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments