luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Кому и сколько возвращать валютных кредитов?

Просто дублирую часть блога iva_dim для памяти:

"Как многим известно, в 2009 году с МВФ было подписано соглашение о кредитной программе  на 2,269.52  миллиона СДР. Поскольку эта денежная единица непривычна для белорусов, отмечу, что на сегодняшний день эта сумма эквивалентна 3500 миллионам долларов. В 2012 году Республике Беларусь предстоит выплатить МВФ 283,29 миллиона СДР или 436,8 миллиона долларов. Причем первый платеж на сумму 64,7 миллиона СДР (почти 100 миллионов долларов) должен быть сделан уже 13 апреля.

Несмотря на то, что выплаты по кредиту МВФ прописаны и в бюджете, и в графике платежей по погашению внешнего долга, абсолютно понятно желание властей взять для погашения долга деньги еще раз, чтобы не прибегать к использованию ЗВР. Однако такие мечты в ближайшее время вряд ли будут реализованы. Причины этого лежат на поверхности, и даже трудно сказать, какие из них - политические или экономические - играют главенствующую роль.

Политической причиной называют блокирование кредитного соглашения с Беларусью странами-участницами МВФ. И это вполне реальный аргумент.

Наши страны-партнеры  обладают следующей долей при голосовании о выделении кредита: Россия - 2,39%, Китай - 3,81%, Венесуэла - 1,09%, Иран - 0,62%.

А вон неполный список стран, которые могут заблокировать выделение кредита, и долей их голосов: США - 16,75%, Великобритания - 4,29%, Польша - 0,7%, Германия (представитель которой недавно был назван то ли розовым, то ли голубым) - 5,81%, Франция - 4,29%.

А еще есть Япония, которая вполне себе может поддержать решение основных стран с решающей величиной голоса, есть ЕС, которое может выступить единым фронтом. Очевидно, что соотношение при голосовании будет явно не в нашу пользу. Таким образом, даже при согласовании всех экономических вопросов вариант того, что кредитную программу просто заблокируют, весьма высок. На это и делают упор наши власти, говоря о причинах отсутствия договоренностей по новой программе.

Но помимо политической, есть еще и экономическая составляющая. Набор требований МВФ к стране-заемщику стандартен и несильно разнится от страны к стране. Более того, требования, как правило, не меняются со временем, что позволяет достаточно легко предсказывать ход переговоров. Представители МВФ тоже не питают иллюзий относительно того, кто и как принимает решения в нашей стране. На итоговой пресс-конференции Крис Джарвис заявил о том, что «для переговоров о кредите потребуется согласие всех представителей властных структур, в том числе на самом высоком уровне».

Точки противоречия тоже достаточно легко определимы.

«Целевой показатель экономического роста на уровне 5% в этом году не соответствует сохранению цели снижения инфляции. Кроме того, было бы ошибкой повышать зарплаты, пока не достигнута прочная стабильность». Помимо этого, было названо преждевременным принятое в марте решение о снижении ставки рефинансирования сразу на 5%.

Буквально на следующий день состоялась встреча Президента с председателем Национального банка, на которой было заявлено: «ставку рефинансирования надо понижать для того, чтобы экономика могла получить более дешевые деньги. Они нужны. Нас жизнь уже к этому подвела». То есть, речь идет о смягчении денежно-кредитной политики, несмотря на декларативные заявления ряда чиновников о приверженности жестким подходам.

Таким образом, разногласия на данном этапе имеются. Судя по заявлениям о том, что программа МВФ не так для нас и критична, а ее потенциальный объем составляет 3,5 миллиарда долларов, т.е. ровно сумму наших обязательств перед МВФ (Мясникович ранее заявлял о сумме 6 миллиардов долларов и выше), наши власти вполне реально оценивают призрачность перспектив ее продления в 2012 году.

Главный вопрос - насколько на самом деле эта сумма критична для Беларуси.

В 2013 году выплаты в адрес МВФ составят  1 113 323 625  СДР или 1 716 745 000 долларов США по курсу на сегодняшний день (курс плавающий и привязан к корзине валют). При этом, наши власти также знают еще один весьма неприятный момент: 54,741,250 СДР нам надо будет уплатить уже  1 января 2013 года. Таким образом, вопрос о величине ЗВР является достаточно актуальным, несмотря на регулярные призывы правительственных экономистов и ряда так называемых экспертов рассмотреть вопрос о том, чтобы ЗВР работали на экономику, а не лежали в иностранных банках.

Что мы имеем на сегодняшний день?

У нас есть ЗВР, составляющие по состоянию на 1 марта 2012 года 8 035,1 миллиона долларов.

У нас есть еще резервы в национальном определении, которые при определенных условиях могут быть преобразованы в ЗВР. Совокупная сумма резервов составляет 9 584,7 миллиона долларов.

У нас имеются данные по сальдо внешней торговли товарами за январь 2012 года, и есть желание Правительства достигнуть положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 1,5 миллиарда долларов, хотя возможность получить отрицательное сальдо не исключается:

«Пороговое значение дефицита внешней торговли (по методологии платежного баланса) постановлением установлено на уровне не более 5% ВВП. По целевому прогнозу, в 2012 году сальдо будет положительным на уровне 2,3-2,7% ВВП против дефицита 5,7% ВВП в 2011 году и 13,9% ВВП в 2010 году».

У нас заявлено наличие списка предназначенных к продаже в 2012 году предприятий на 2,5 миллиарда долларов. Но самих продаж еще нет и даже на горизонте не просматривается.

Мы пока не получили очередной кредитный транш от Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Зато у нас есть краткосрочные обязательства по валовому внешнему долгу объемом 14 449,8 миллиона долларов США.

Ну, и не стоит сбрасывать со счетов население, которое на волне игры в депозиты в этом году на чистой основе продало около 400 миллионов долларов, чем, безусловно, снизило давление на ЗВР. Правда, тенденция здесь в любой момент может развернуться в противоположную сторону в связи с резким уменьшением доходности по рублевым депозитам.

Оптимистический вариант. Мы продаем предприятия, и не на два с половиной, а на 3,7 миллиарда (сумма возможного привлечения инвестиций в экономику Беларуси). Мы достигаем положительного сальдо внешней торговли в размере 1,5 миллиарда долларов. Нацбанк сопротивляется изо всех сил и не позволяет значительно смягчить денежно-кредитную политику. Третий и четвертый кредитные транши от Антикризисного фонда ЕврАзЭС поступают в Беларусь. Население продолжает депозитную игру, оставляя деньги в банковской системе. Банки и предприятия оказываются в состоянии рефинансировать краткосрочные обязательства, а банки даже привлекают дополнительное финансирование. В этом случае в части экономических потрясений в 2012 году Беларуси ничего не угрожает, и даже выплаты 2013 года могут быть произведены вполне безболезненно.

Пессимистический вариант. Мы не можем продать предприятия на 2,5 миллиарда долларов из-за завышенных цен. Антикризисный фонд приостанавливает очередные транши и, может быть, даже рассматривает вариант о возврате ранее выданных. Сальдо внешней торговли возвращается к отрицательным значениям, несмотря на все энергетические преференции со стороны России. Население активно переводит заработанные на процентах белорусские рубли в доллары, которые сразу выводятся из системы. Смягчение денежно-кредитной политики приводит к росту зарплат непропорциональному росту производства. Банки испытывают трудности с рефинансированием долгов и не могут привлечь новые ресурсы. В этом случае даже кредитная линия МВФ не спасет от проблем как с курсом, так и с экономикой.

Реальность, скорее всего, окажется где-то посередине. На мой взгляд, мы сможем договориться с Антикризисным фондом на новых условиях. Торги по продаже предприятий на 2,5 миллиарда долларов скорее всего состоятся, но по ценам более низким, чем официально декларируется. Сальдо внешней торговли товарами и услугами с учетом нефтяных пошлин будет отрицательным,  если не придумают новых чудесных схем с растворителями и смазочными материалами. Банки, скорее всего, смогут рефинансировать внешние долги, но новые кредитные линии смогут привлечь только предприятия с головными филиалами в России.

Вот в этом варианте кредит МВФ был бы крайне желателен. Он недорогой, ставка по нему ниже процентной ставки по кредиту от Антикризисного фонда ЕврАзЕС. Он помог бы пройти сложный трехлетний период со значительными выплатами внешнего долга. И он бы мог в определенной части дисциплинировать наши власти, о чем заявляла, в том числе, руководитель Национального банка Ермакова. Плюс имиджевая компонента, которая дает сигнал иностранным инвесторам на работу со страной. Поэтому кредит нужен, но проблема заключается именно в желании выполнять требования сопутствующие этому кредиту. И  в этом случае остается уповать на то, что мы каким-то чудом пойдем по оптимистическому сценарию, шансы на реализацию которого я расцениваю как весьма невысокие".
ссылка

Tags: госдолг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments