luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Мужик, ты попал!

Долго-долго этот "круглый стол" о новой системе финансирования жилья пробивался к публикации.
В обсуждении участвовал честный "очередник" А.Трофимчик. Он жилья не получит.
А жулье его уже получило.
Но, наконец, пусть с купюрами, но обсуждение опубликовали.


"Жильё: надо рассчитывать на себя

Каждый четвертый у нас нуждается в улучшении жилищных условий. Если учесть, что среднестатистическая семья — три человека, а в очереди на жилье стоят 850 тысяч. Не очередь, а прямо восхождение на Эверест! Такого не было при СССР, когда квартиры раздавали бесплатно. Впрочем, суть феномена проста. Беспрецедентные льготы и подарки. Кредиты под 1 — 5 процентов годовых при инфляции 120 процентов и квартиры не дороже 300 долларов за метр в эквиваленте. В три раза ниже рынка. При этом на каждого жителя страны приходится по 24 «квадрата» уже построенного жилья. А у 38 тысяч граждан по 2, 3, 4 и 5 квартир. Эти явные противоречия наводят на мысль: господдержка становится безразмерной, непосильной и не всегда достается тому, кто действительно в ней остро нуждается. Шаг к переменам: Указ Президента № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений». Нововведения на жилищном рынке за «круглым столом» «СБ» обсуждают Александр ГОРВАЛЬ, начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства; Александр ЛУЧЕНОК, член правления Белорусского союза налогоплательщиков, эксперт БНПА, доктор экономических наук, профессор; Сергей КИСЕЛЬ, начальник главного управления регулирования банковских операций Нацбанка, и Александр ТРОФИМЧИК, минчанин, очередник.


«СБ»: Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять: обеспечить всех нуждающихся суперльготными кредитами и баснословно дешевыми квадратными метрами невозможно. Однако перемены всегда болезненны. Впрочем, давайте о хорошем: за кем сохранится право получить квартиру без очереди?

А.Горваль: Многодетные семьи, с детьми–инвалидами, инвалидами вследствие заболеваний, связанных с ликвидацией аварии на ЧАЭС, других радиационных катастроф, владельцы и наниматели непригодных для проживания помещений и так далее по списку, который практически не претерпел изменений. Более того, в нем впервые появилась новая категория: проживающие более 10 лет в общежитиях или по договорам найма или поднайма в государственном и частном жилфонде.


«СБ»: То есть в неприватизированной квартире?

А.Горваль: Нет. Это, к примеру, если вы проживаете по договору найма у родственников или чужих людей.


«СБ»: Квартиранты?

А.Горваль: Условно говоря, да.


СБ»: Названные вами граждане в Минске будут иметь право на льготы только при условии, что у них менее 10 квадратных метров на человека?

А.Горваль: Естественно.


«СБ»: А если они становились на очередь раньше и располагают, допустим, 14 метрами?

А.Горваль: В очереди остаются, указ не имеет обратной силы.


«СБ»: А как кредит?

А.Горваль: Будет выделяться по новым правилам. В Минске льготно прокредитуют 15 квадратных метров.


«СБ»: И многодетным?

А.Горваль: Многодетным семьям — по 20 квадратных метров. И в Минске тоже. Хотя на очередь теперь и их поставят, только если в пользовании или в собственности у каждого члена семьи меньше 10 квадратных метров, причем не только по месту жительства, но и на всей территории страны. Как говорится, домик в деревне тоже учитывается. Может получиться: остаешься в очереди, а права на льготный кредит не имеешь.


«СБ»: А садовый домик учтут?

А.Горваль: Нет.


«СБ»: А если, допустим, бабушка подарила внуку ветхий домик, он потеряет место в очереди?

А.Горваль: А какая разница? Главное, чтобы домик не был отнесен к непригодным к проживанию.

«СБ»: Но подарок можно продать...

А.Горваль: Тогда 3 года вы не будете иметь права получить льготный кредит, если по всем другим параметрам вы сможете претендовать на него.

А.Трофимчик: Я с семьей — жена и двое взрослых неженатых сыновей 24 и 29 лет — живем в двухкомнатной квартире площадью 49 квадратных метров. Стою на очереди давно, а недавно и младший сын встал по месту работы, в метрополитене. И что мне сейчас делать?

А.Горваль: Ждать очереди.

А.Трофимчик: И что толку, если ни мне, ни ему теперь льготного кредита не дадут? Так?

А.Горваль: К сожалению.

А.Трофимчик: Вот как получается: работал–работал, старался всю жизнь, ждал, надеялся, а перед пенсией остался у разбитого корыта.

А.Горваль: Понимаю вас, но при чем здесь работа? Вам за работу платят зарплату. Выходит, по–вашему, что если работал — значит, государство должно всем обеспечить?

А.Трофимчик: Но как–то нехорошо получается. Я уже второй был по очереди на двухкомнатную квартиру — и на тебе...

«СБ»: Пусть сыновья женятся...

А.Трофимчик: А жить им с женами где?

А.Горваль: Я вас понимаю, очень сочувствую, но кто вам может помочь? Новая концепция помощи в решении квартирного вопроса основана на финансовых возможностях государства.

«СБ»: А если землю бесплатно взять под Минском и строиться?

А.Трофимчик: Мне уже 59 лет, когда мне строиться? Хотя ладно. Если все–таки, условно говоря, я стал чл

еном ЖСПК, на льготный кредит я смогу рассчитывать?

А.Горваль: Нет.

А.Лученок: Беларусбанк очередникам дает деньги под 31 процент годовых. Это тоже неплохо, практически вдвое дешевле рынка.

«СБ»: Но сколько таких людей, как Александр Николаевич, которым больше не светит льготный кредит?

А.Горваль: На помощь государства могут претендовать примерно 370 тысяч семей, в Минске — около 100 тысяч.

«СБ»: Тоже немало. Вопрос банкиру: в какую сумму это обойдется налогоплательщикам?

С.Кисель: В 2012 году на строительство жилья предусмотрено 7,5 триллиона рублей.

«СБ»: Источники?

С.Кисель: В постановлении Совета Министров от 30 декабря 2011 г. № 1788 «О мерах по выполнению заданий на 2012 год по строительству жилых домов» определены прогнозные источники кредитования. Всегда существует вопрос ресурсного покрытия этих источников. Около 7 миллиардов рублей лежат на счетах Минфина в Нацбанке.

А.Лученок: Это эмиссионные деньги...

С.Кисель: Отчасти, фактор роста цен сыграл свою роль. Доходы наших предприятий росли, они платили больше налогов. И чтобы не допустить нового витка инфляции и девальвации, «лишние» деньги абсорбировал Нацбанк. И по договоренности с Минфином в прошлом году их не пускали в оборот. Это — возможный источник финансирования госпрограмм, в том числе жилищной. Средства могут направляться дальше на депозитные счета Беларусбанка, который в основном и занимается льготным кредитованием.


«СБ»: Имеется в виду прошлогодняя эмиссия?

С.Кисель: Нет, не совсем так. Это доход, который был в некоторой мере связан и с прошлогодней инфляцией. О чем я уже говорил. Но все дело в том, что если мы его сейчас выбросим в оборот, да, это будет равносильно эмиссии.

А.Лученок: И цифра такой эмиссии названа в Прогнозе социально–экономического развития — 7 триллионов рублей. 

«СБ»: На все программы.

С.Кисель: Выборка средств будет идти постепенно. Никто ведь не заинтересован в одновременном вбрасывании таких громадных сумм.

«СБ»: А сколько денег ушло на кредитование жилья в прошлом году?

С.Кисель: За 11 месяцев прошлого года — 8,4 триллиона рублей.

«СБ»: Деньги напечатали?

С.Кисель: Нет, ну что вы. Банки кредитуют заемщиков еще и за счет притока депозитов от граждан, предприятий.


А.Лученок: Хотелось бы уточнить: деньги на льготное жилищное строительство — это средства из госбюджета?

С.Кисель: Министерству финансов дано поручение ограничить в текущем году прирост кредитования государственных программ за счет ранее накопленных остатков в размере не более 7 трлн. рублей. Эти деньги находятся на счете казначейства в Национальном банке и фактически изъяты из обращения. Предполагается, что из этой суммы 4,87 трлн. рублей может быть использовано для фондирования банков (ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») и последующего кредитования жилья. С целью минимизации инфляционных последствий использования указанных средств Министерством финансов разработан помесячный график расходования. Кроме того, на кредитование жилья будут направлены суммы от погашения ранее выданных кредитов, а также привлекаемые банками ресурсы.


«СБ»: Где?

С.Кисель: Где угодно, у кого есть деньги. Но дают их банкам только под коммерческий процент. Сейчас банки готовы привлекать на депозиты рубли под 60 процентов. Отдавать их под меньший процент невыгодно.

А.Лученок: Это говорит только о том, что нынешняя система льготного кредитования жилищного строительства не заинтересовывает привлекать коммерческие средства.

С.Кисель: До тех пор, пока не произойдет снижение ставок по кредитам, допустим, до 15 процентов.


«СБ»: В прошлом году было использовано на льготное кредитование 8 с лишним триллионов рублей. В итоге инфляция — 120 процентов годовых. Если в этом году выделено на льготное кредитование 4 триллиона, стало быть, следует ожидать инфляцию 60 процентов?

С.Кисель: Прямые аналогии в данном случае явно неприменимы. Да и льготные кредиты будет получить сложнее. Кроме того, инфляцию вызвало не только жилищное кредитование.

«СБ»: Александр Витальевич, а что ожидается по ценам на жилье?

А.Горваль: В прошлом году средняя стоимость квадратного метра в крупнопанельном домостроении была 2,3 миллиона рублей. Без затрат на инфраструктуру. Коробка с отделкой.

«СБ»: А кто должен оплачивать инфраструктуру?

А.Горваль: Бюджет. Половину — республиканский, а другую половину вносит местный бюджет. Ну и частично некоторые министерства и ведомства как эксплуатирующие организации. Если говорить о домах из кирпича и газосиликатных материалов, то в них стоимость квадратного метра — 2,9 миллиона рублей. Сейчас в домах ЖСПК договоры с очередниками заключаются по 3,5 — 4 миллиона за квадратный метр.

«СБ»: 3,5 миллиона — это старт? Потом возможен рост?

А.Горваль: Да. Но что будет дальше, более конкретно сложно сказать. Все зависит от того, уложимся ли мы в прогнозируемый показатель инфляции.

«СБ»: Парадоксальная получается картина. Граждане хотят как можно больше льготных кредитов. Хорошо. Понятно. Но, увы, их рост связан с эмиссией рублей, которая немедленно подталкивает инфляцию, то есть рост цен. В итоге: чем больше льготных кредитов, тем выше цены, в том числе на жилье. Плохо всем.

А.Лученок: Так мы еще не «переварили» прошлогоднюю инфляцию. Цены еще продолжат рост из–за увеличения затрат производителей. За год индекс цен производителей промышленной продукции вырос почти на 250 процентов, в то время как индекс потребительских цен — всего на 209 процентов. То есть производители еще переложат свою инфляцию на потребителей. Поэтому рост цен быстро не остановишь. А процентные ставки коррелируются с динамикой цен. Следовательно, ожидать существенного снижения ставок по кредитам не приходится.

А.Горваль: Готов поспорить. Никто точно не может знать, какие новые факторы, влияющие на состояние экономики, возникнут в будущем.

С.Кисель: Нацбанк намерен максимально сдерживать инфляцию спроса. То есть изымать избыточную ликвидность.

А.Лученок: Проблема в том, что теперь у нас преобладает уже не инфляция спроса, а инфляция предложения. А ее монетарными методами особо не остановишь. Нужно объективно смотреть на развитие ситуации в экономике.


«СБ»: Как можно выйти из этого замкнутого круга? Ведь кредитование жилья ведется во всех странах...

С.Кисель: Долгосрочное кредитование предполагает определенный уровень финансовой стабильности. Инфляция не должна превышать хотя бы 10 процентов. Вот тогда и начинает складываться система, связанная с формированием долгосрочных ресурсов. Население несет вклады на депозиты уже не на месяц, а на год. Формируются какие–то сбережения. У нас система стройсбережений была. И неплохо начала работать. Но в условиях высокой инфляции, естественно, ожидаемого эффекта не дала. Хотя организационно сделано немало.


«СБ»: Так зачем тогда нужно было безудержно расширять масштабы и объемы льготного кредитования, если в результате мы расшатываем не только собственную финансовую систему, но и экономику в целом? Не высока ли плата? Очень хорошо, что благодаря льготным кредитам многие купили дешевую жилплощадь. Но ведь «в оконцовке» за эту радость заплатил госбюджет. В том числе и из наших налогов. А я, например, не хочу такой «благотворительности», чтобы кто–то улучшал свою жизнь за мой счет. Если речь идет о немощных, инвалидах — да, я к этому готова. Но содержать сильных и молодых — увольте!


А.Лученок: Государство ставит цель: обеспечить население собственным жильем. А я хотел поставить вопрос таким образом: почему мы зациклились на этой идее, что жилье должно быть обязательно в собственности у населения? Кто хочет иметь в собственности, пусть за свои доходы и строит. А для нуждающихся, кто находится действительно в сложных жилищных условиях, надо строить муниципальное арендное жилье.

С.Кисель: Жилья, судя по длине очередников, у нас не хватает. А если посмотреть, сколько жилплощади у нас приходится на одного человека в среднем, то получаем цифру 24 квадратных метра. В сельской местности — 35 «квадратов». То есть с этой точки зрения жилплощади у нас предостаточно.

А.Лученок: Так в том–то и дело. Здесь как раз все взаимосвязанно. Да, в среднем обеспеченность жильем в стране достаточно высокая. Но дело в том, в стране достаточно много людей, у которых в собственности по 2 — 3 и даже по 4 квартиры. И большинство из них умудрились построить их за счет льготных кредитов. А теперь они спокойно живут за счет того, что это жилье сдают, выплачивают мизерные проценты по кредиту без особого ущерба для кошелька. И они очень благодарны за осуществленную программу льготного строительства жилья. Инфляция им, кстати, только на руку. В крайнем случае, могут просто продать одну из квартир по коммерческой цене и прилично нажиться за счет других налогоплательщиков, которые оплачивали им льготные кредиты.


«СБ»: Поэтому и цены на недвижимость не падают даже при резком снижении доходов...

А.Лученок: Но смотрите, что еще получается. Молодая семья обычно имеет маленькие доходы, но вынуждена начинать строить собственную квартиру. Им придется залезать в долги, долгие годы выплачивать проценты по кредиту и гасить сам кредит.


«СБ»: И одновременно растить детей, обеспечивать их...

А.Лученок: Именно! Где они могут взять деньги для этого? А с другой стороны, и жить где–то нужно. Муниципального жилья нет, снять квартиру у частника очень дорого. Решение отказаться в 90–х годах прошлого века от строительства муниципального жилья лишило государство пространства для маневра в решении жилищной проблемы. Муниципальное жилье сняло бы остроту ее. Хотя бы временно там могли бы жить те, кто крайне нуждается в крыше над головой.

А.Горваль: Я полностью согласен с вами, что уход от развития муниципального сектора жилья было концептуально неправильным решением.

продолжение здесь
Tags: жилье
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments