luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

О налогах

Очередной "круглый стол".


"Знаете ли вы, что почти каждый десятый работник у нас — бухгалтер? Ничего не имею против этой уважаемой профессии, но факт бесспорный: в бухгалтерии не создаются материальные ценности, лишь подсчитываются. В век IT–технологий с этой задачей вполне могут справиться и компьютеры. Как упростить администрирование налогов и снизить фискальную нагрузку на предприятия? Ответ на этот вопрос искали Элла Селицкая, заместитель министра по налогам и сборам; Анна Канопацкая, член союза налогоплательщиков, директор ООО «Гринрей»; Светлана Семенюк, заместитель генерального директора Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП»; Владимир Карягин, председатель президиума союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства», председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, и Александр Лученок, член правления Белорусского союза налогоплательщиков, эксперт БНПА, доктор экономических наук, профессор.


«СБ»: В рейтинге Всемирного банка по показателю «налогообложение» Беларусь на 156–м месте из 183 возможных. Похоже, это «двойка». Чем заслужили такую оценку?

Э.Селицкая: Год назад были 183–ми. Ситуацию поправляем. Активно работаем с министерствами, бизнес–сообществом по упрощению налоговой системы. Запросили рекомендации у Всемирного банка.


«СБ»: Для того чтобы объяснить им, что заслуживаем более высокого места?

Э.Селицкая: Да. Не согласны с оценкой времени, затрачиваемого на уплату налогов, и количеством платежей. Мы сами провели анонимный опрос плательщиков. В среднем получилось 282 часа, в Минске — 341 час. Это заставило нас задуматься, насколько объективна оценка Всемирного банка — 654 часа?


«СБ»: А что у союзников?

Э.Селицкая: Россия на 105–м месте — 290 часов в год, Казахстан на 13–м — 188 часов. Сейчас наша задача–минимум — встать с ними вровень. Латвия на 67–м месте — 290 часов, Польша на 128–м — 296 часов. Украина на 181–м месте. Там на администрирование налогов уходит 657 часов. Хотя в 2010 году украинский бухгалтер делал 135 платежей, наш — всего 18. А время в интерпретации Всемирного банка, обратите внимание, и у нас, и у них почти одинаковое.

А.Канопацкая: Так ведь отчетность приходится готовить не только для налоговиков, но и для статистики, для учредителя. Взять хотя бы систему электронного декларирования. Для нее нужно иметь один ключ. Для Фонда соцзащиты — другой, для банковской системы — третий.

В.Карягин: Самое интересное, что все три программы под «ключи» на одном компьютере не стыкуются. Они несовместимы!


А.Лученок: Раньше существовал достаточно простой бухгалтерский учет. Потом налоговики придумали свой, чтобы легче было сбор налогов контролировать и при этом не перетруждаться. Кто–то даже защитил диссертации по усовершенствованию отчетности. Теперь бухгалтеры ведут двойной (а иногда и тройной, для хозяина) счет, тратя на него значительно больше времени.


А.Канопацкая: Допустим, надо привлечь иностранного инвестора. Но, глядя в нашу отчетность, никто и никогда не сможет сказать: а сколько же реально стоит предприятие?

Э.Селицкая: Сегодня ведется активная работа по сокращению отчетности и совершенствованию инвестиционного законодательства.

«СБ»: А что ожидает предприятия в следующем году?

Э.Селицкая: Налог на прибыль уменьшится с 24 до 18 процентов. Для сравнения: в России и Казахстане — 20 процентов. Запланированы изменения для работающих по упрощенной системе налогообложения. Ставки снижаются на 1 процент, а для экспортеров она составит всего 2. К слову, такого низкого уровня налогообложения нет ни в России, ни в Казахстане. Воспользоваться упрощенной формой могут те, у кого выручка за 9 месяцев нынешнего года не более 9 миллиардов рублей и численность до 100 человек.

А.Лученок: Вы говорите, что планируется снизить ставку налога на прибыль. А почему тогда в бюджете на следующий год предусмотрен рост поступлений от прибыли более чем в 2 раза?

Э.Селицкая: Мы полагаем, что с созданием более благоприятных условий для ведения бизнеса возрастет число плательщиков и увеличатся поступления в бюджет.

А.Лученок: Но если мы действительно хотим выравнять условия хозяйствования и не допустить бегства предприятий в Россию, Казахстан и даже в Украину, нужно было снизить ставку НДС с 20 хотя бы до 18 процентов. Как в России. Правда, в Казахстане этот налог всего 12 процентов. Что толку снижать налог на прибыль, если его суммы просто мизерны по сравнению с поступающими от уплаты НДС?

Э.Селицкая: Условия для партнеров по Единому экономическому пространству равные — НДС нулевой. Кроме того, мы возвращаем входной НДС в течение 35 дней, а в России его ждут от 3 до 6 месяцев. В Казахстане возврат вообще невозможен. Его только могут зачесть в счет текущих платежей. Разные ставки НДС существуют и в Евросоюзе. Например, в Польше НДС равен 23 процентам, в Литве — 21, в Германии — 19, в Финляндии — 23, в Швеции и Дании — 25 процентам. И это не сказывается на конкурентоспособности экономик этих стран. Во всяком случае, никто не ставит перед собой цель унификации.

В.Карягин: Некорректное сравнение. Там экономики другие. И ситуация не такая, как у нас перед вступлением в ЕЭП.

Э.Селицкая: Более низкие ставки в России и Казахстане компенсируются иными доходными источниками их бюджетов, в частности налогом на добычу полезных ископаемых, поступающим от нефтегазовой отрасли.

В.Карягин: Но в этом ли суть? Если с каждых 100 рублей белорусского товара 62,8 процента — налоги и обязательные платежи. В то время как в России — 46,9 процента, а в Казахстане вообще 28,9.

Э.Селицкая: Из 62,8 процента налоговой нагрузки 38,4 — отчисления в Фонд социальной защиты населения.

В.Карягин: От этого бизнесу не легче. Как собираемся конкурировать в Едином экономическом пространстве? Наши изделия будут примерно в такой пропорции дороже российских и казахстанских. Что будет с нашими предприятиями, которые не смогут продать свою продукцию? Обанкротятся? И что будет тогда с поступлениями в бюджет, если они не смогут платить налоги?


«СБ»: Но экспортерам есть послабления...

В.Карягин: А как будут конкурировать с импортом предприятия, работающие на внутренний спрос? Вот в чем проблема. Особенно после того, как их капитал обесценился в результате роста цен и резкой девальвации рубля.

«СБ»: Малый и средний бизнес держал капитал не в валюте?

В.Карягин: В банках, в белорусских рублях. И недвижимости у них нет. Из 340 тысяч субъектов хозяйствования около 90 процентов работают на арендованных площадях.


«СБ»: Плата за которые также резко возросла.

В.Карягин: И проблемы на этом не заканчиваются. Россия и Казахстан уже с января планируют еще большее снижение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы. Мы в позиции безуспешно догоняющего.


«СБ»: У вас есть рецепт ускорения?

В.Карягин: С помощью налогов нужно управлять развитием экономики. Например, Украина планирует привлекать в год до 35 миллионов туристов. Для этого на 10 лет освобождают туристические компании и гостиницы от налогов. А зарабатывать будут на другом: на загрузке гостиниц, транспортной и торговой инфраструктуры. Вот в чем смысл снижения. Подсчитано: каждый иностранец оставит в стране от 500 до 1.000 долларов. То же самое в Польше. Сельские гостиницы не платят НДС. В общепите он всего 7 процентов. Потому и кафешки на каждом углу. И потоки туристов. Туротрасль без серьезных бюджетных затрат дает большую валютную прибыль. А у нас нормального общественного туалета нигде не найти. Для американцев виза в аэропорту стоит около 400 долларов.

Э.Селицкая: Для такого бизнеса у нас создана упрощенная система налогообложения. Но НДС и налог на прибыль — это основные налоги. Взять вот так в одночасье и снизить их — нельзя. За счет чего тогда выполнять государственные программы, содержать больницы, школы, выплачивать заработную плату врачам, учителям?

В.Карягин: А какой будет налог на дивиденды? Останется 12 процентов, как в этом году?

Э.Селицкая: Да, останется.

В.Карягин: А в России — 9.

Э.Селицкая: Это в среднем. Иностранцы, получая дивиденды от российских организаций, уплачивают налог по ставке 15 процентов.

В.Карягин: Почему пенсионные средства за работника выплачивает наниматель? Это 34 процента дополнительной нагрузки. Несправедливо.

А.Лученок: Предлагаете увеличить налогообложение граждан?

В.Карягин: Наниматель на эту величину может поднять зарплату работнику. Пусть человек сам распоряжается деньгами и перечисляет их в Пенсионный фонд.

А.Лученок: Люди не поймут. Подумают, что добрый предприниматель увеличивает работнику заработную плату, а злое государство тут же ее отбирает. Не все же довольны ростом расходов на ЖКХ, забывая, что под этот рост им уже повысили зарплату...

В.Карягин: Объяснять надо. Все равно когда–то придется делать. Каждый работник, каждый гражданин должен чувствовать себя полноценным налогоплательщиком.

А.Лученок: И так простые работники больше всех пострадали от кризиса, а у предпринимателей, занятых экспортом, доходы только выросли. Причем далеко не всегда они пропорционально повысили зарплату. Нет никакой уверенности, что они в полной мере компенсируют работникам увеличение отчислений из зарплаты в Пенсионный фонд. Могут сказать: денег нет!


«СБ»: Мы уходим от темы.

А.Лученок: Анализируя цифры расходной части проекта бюджета на 2012 год, я обратил внимание на один любопытный показатель. Компенсация банкам, выдавшим льготные кредиты гражданам на строительство жилья, — 4,5 трлн. рублей. Это более чем полмиллиарда долларов! И такие платежи государство вынуждено делать каждый год. А число желающих получить жилье за счет других налогоплательщиков не снижается. Желание сделать всех собственниками жилья весьма спорно. Оно лоббируется в первую очередь строителями. Если им перестанут давать за счет бюджета льготные кредиты — обнаружится реальный невысокий спрос. За каждый рубль гражданина придется побороться, повышая качество строительства, запуская в серию новые дома улучшенной постройки. Такого массового «наделения» квартирами нет и в гораздо более богатых странах. А мы толкаем малоимущих в очередь за дорогущим товаром. Зачем? А потом они зададут вопрос: чем 40 лет платить по кредиту, как содержать жилье? На что жить? Это тупиковая политика. Дешевле и справедливее строить муниципальное жилье и сдавать его в аренду. Этот пример я привел к тому, что подобных неразумных расходных статей в бюджете немало.


«СБ»: Так ведь и у предпринимателя полно непроизводительных расходов. Смотришь на иное предприятие, а там всего двое рабочих, но один директор и бухгалтер. Зачем бухгалтер тому, кто шьет или ремонтирует обувь?

А.Канопацкая: Система упрощенного налогообложения дает возможность платить единый налог. Было бы хорошо, если бы упростили заодно и формы отчетности и обязали уплачивать налог не ежеквартально, а раз в год.

Э.Селицкая: Те, кто, как вы говорите, шьет или ремонтирует обувь, с уплатой налога по упрощенной системе налогообложения могут работать без бухгалтера. Для них установлена форма книги учета доходов и расходов, куда они записывают, за сколько приобрели товары и продали. Это по силам любому человеку со средним специальным образованием.


«СБ»: Сколько предпринимателей пользуются упрощенной системой?

Э.Селицкая: Более 150 тысяч плательщиков.


«СБ»: А есть какие–то ограничения по суммам дохода и количеству работающих для тех, кто может работать без бухгалтера?

Э.Селицкая: Объем выручки в год — не более 3,4 млрд. рублей и численность работающих — до 15 человек.

В.Карягин: Очень мало. В России предельные суммы выручки в три раза больше. И численность работников может быть до 100 человек. И налог в России 6 процентов и 3 процента — в Казахстане. В интересах нашей экономики нужно максимально расширить применение упрощенной формы налогообложения в малом и среднем бизнесе.

Э.Селицкая: В России организации, применяющие упрощенный режим налогообложения, ведут бухгалтерский учет по основным средствам и нематериальным активам. Бухгалтерский учет в первую очередь нужен собственнику имущества. Это основа хозяйственной деятельности.

В.Карягин: И все же вдумайтесь только: около 400 тысяч человек работают и получают зарплату лишь за то, что занимаются различного рода отчетами! Эти люди при правильном использовании рабочей силы могли бы производить добавленную стоимость, платить дополнительные налоги в бюджет. Я о бухгалтерах, из которых порядка 300 тысяч — лишние. Занимаются исключительно придуманной чиновниками работой.


«СБ»: А это ведь в основном люди с высшим образованием.

В.Карягин: Нужно стимулировать развитие аутсорсинговых компаний. Так называемую систему коллективной бухгалтерии, которая оказывает услуги по ведению отчетности для предприятий. Вот я, например, в этом году отказался от содержания бухгалтера в конфедерации предпринимательства. Теперь точно знаю, что в отчетности будет порядок. Я бы еще предложил ввести институт налоговых советников. Такая система уже давно и успешно работает в Германии. Там группа опытных бухгалтеров–профессионалов регистрирует себя либо в качестве предпринимателей, либо как унитарное предприятие и оказывает услуги по всем вопросам, связанным с уплатой налогов.

«СБ»: А как вам идея введения налога на богатых?

В.Карягин: Одна эта фраза может стоить нам миллиардов инвестиций.

А.Канопацкая: Дифференцированный налог есть во многих странах. Но там и минимальная не облагаемая налогом база тоже достаточно высока. В Китае подоходный налог вообще не берется с доходов граждан менее 500 долларов. А у нас так называемые налоговые вычеты просто смешны.

Э.Селицкая: Но и подоходный налог у нас только 12%.

В.Карягин: Подоходный налог может быть высок там, где уже давно пройден этап первоначального накопления материальных благ. Большинство семей в западных странах не заботятся о строительстве жилья и не так много планируют покупок мебели. Там все уже давно куплено. И построено. Причем еще 100 лет назад. Мы переживаем этап первоначального накопления капитала. Наши предприниматели — это люмпен–бизнес.

А.Лученок: Хорошо. Давайте подумаем вместе над тем, как реально снизить налоги на производственную деятельность. У меня есть на этот счет вопрос. Владимир Николаевич сказал: есть богатые производители, имеющие в избытке недвижимость, и бедные, вообще без угла. Дополню: есть люди с одной квартирой, а есть с тремя и даже с пятью. Может, на все «лишние» квартиры стоит ввести повышенный налог?

В.Карягин: Уверен, к этому мы обязательно придем. Вот, например, в США два основных налога, один из них — на недвижимость. А самый большой — на наследство. Он стимулирует миллиардеров передавать свои состояния благотворительным фондам. Хотя для начала нам не мешало бы ввести критерии бедности и богатства.

А.Лученок: Почему у нас большинство налогов взимается не по итогам хозяйственной деятельности, например, на прибыль, а на движение товаров? Отвечу. Потому что наше налоговое законодательство не стимулирует экономическую активность, а просто механически наполняет бюджет. Государству, по сути, все равно, как работают предприятия. Не пора ли переходить от косвенных налогов к прямым?

Э.Селицкая: Думаю, никто не будет отрицать, что наша налоговая система полностью соответствует тем стандартам, которые приняты в странах Евросоюза.

В.Карягин: А может, нам нужно больше внимания уделять не выполнению требований всяких там индексов, рейтингов, кем–то принятых стандартов, а повышать эффективность собственного производства? Меньше ручного труда и больше добавленной стоимости в товаре. Но этого невозможно достигнуть, если у нас налоговая система не будет стимулировать развитие наукоемких производств. Вы посмотрите, чем мы отличаемся от таких стран, как Португалия или Бельгия? Мы гораздо меньше производим товаров с высокой добавленной стоимостью. И вообще очень мало производим. Но в первую очередь нам нужно найти свое место, свою нишу в международном разделении труда. И с помощью налогового стимулирования развивать эти направления. Есть достойный пример — Парк высоких технологий. Именно от налогового законодательства во многом зависит инвестиционная привлекательность страны.

Э.Селицкая: Сегодня мы такие условия и создаем для инвесторов, стимулируем производство высокотехнологичной продукции, импортозамещение.

С.Семенюк: Для измерения налоговой нагрузки на макроуровне общепризнанным показателем считается доля налогов в ВВП. Это позволяет сравнивать ее уровень в разных странах, но не отражает фискального груза на конкретный завод. Знаем ли мы, какая у нас налоговая нагрузка на предприятия в отраслях и регионах? Я специально занималась поиском ответа на этот вопрос. Картина такая. Меньше всего налогов, сборов и обязательных платежей из прибыли за 9 месяцев этого года платили в рыболовстве, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве — до 2,5 процента. В промышленности — 24,7 процента. Свыше 30 процентов — в сфере коммунальных и социальных услуг, в строительстве и на транспорте. У предприятий коммунальной формы собственности они составили 18,2 процента, у частного бизнеса — 18,7, в том числе в Гродненской области — 8,9, Могилевской — 10, Витебской — 13,7, Брестской — 16, Минской — 19,2, в Гомельской области — 22,3 процента и в Минске — 21,1.


«СБ»: А почему такая разбежка?

С.Семенюк: Есть приоритеты, которые государство устанавливает для развития или поддержки отдельных отраслей, предприятий и регионов. Хотя информация для размышления здесь имеется.

А.Лученок: Стимулировать надо не предприятие, а вид деятельности.

Э.Селицкая: Практика отказа от льгот уже обсуждается. Это могло бы значительно упростить налоговое администрирование и облегчить работу бухгалтеров.


«СБ»: Получается, у нас сельское хозяйство субсидируется чуть ли не со всех сторон, причем на триллионы рублей.

С.Семенюк: Практически во всех странах сельское хозяйство дотируется государством, и думаю, что те ведомства, в ведении которых находится сельское хозяйство, должны более внимательно использовать государственные средства.


«СБ»: Не получится ли так, как вышло со строительством? Планы приняли грандиозные, а оказалось, что стройка вымыла из бюджета значительную часть валюты. И экспорт не помог.

С.Семенюк: Мы много говорим о наращивании экспорта. Между тем в мировой практике в структуре экспорта большую долю занимает экспорт услуг, а у нас — товары. Понимаю, мы заложники ситуации, сложившейся в советские времена. В этом и состоит главная уязвимость нашей экономики. Вот над этим надо работать.

А.Лученок: Проблема в том, что мы импортируем самые что ни на есть ликвидные на мировом рынке товары — сырье и энергоресурсы. Кстати, более 92 процентов всего промежуточного импорта идет в промышленность. Потом, часто используя бюджетные льготы и дотации, создается не самая конкурентоспособная продукция. В результате во многом из–за неэффективных промышленных предприятий у нас отрицательное внешнеторговое сальдо и проблемы с валютой.

В.Карягин: А потому, что изготавливаем эти товары на устаревшем непроизводительном, энергозатратном оборудовании. У предприятий нет средств на обновление. Оборотных средств и тех нет. Не важно, главное — «в первую очередь уплатить налоги».

А.Лученок: При этом, чтобы заработать валюту на покупку сырья и энергоресурсов, нам приходилось нередко продавать товары ниже себестоимости. То есть с убытком. Государство вынуждено дотировать производителей. А где оно берет дополнительно деньги на эти цели? У тех, кто работает с прибылью.

В.Карягин: Стимулирующее влияние налоговой системы на развитие экономической и военной мощи государства прослеживается на всем протяжении тысячелетней истории. Стоило, например, в Древнем Риме императору поднять налоги, чтобы пополнить оскудевающую казну, как государство пришло окончательно в упадок. Так в истории сложилось: 10 — царю небесному и 10 — царю земному. А всего 20 процентов — это справедливо. Выше — ведет к регрессу.


«СБ»: Реально ли это для нас?

В.Карягин: А что такое НДС? Это фискальный налог, который дает гарантию Минфину, что в бюджете будет собрано какое–то определенное количество средств. Да, Минфин может спать спокойно. Но нам нужно что — его спокойствие или эффективная работа предприятий? Тем более надо сказать, что НДС берется нередко даже в тех случаях, когда не было создано никакой добавленной стоимости. То есть он, по сути, превращается в налог на деловую активность. Чуть шевельнулся — плати налог.

Э.Селицкая: Разве мало сделано за последние 4 года? На 10 процентов снижена налоговая нагрузка... При том, что страна ищет источники для модернизации производств и выполнения запланированных программ, обеспечивает занятость и повышает доходы граждан.

В.Карягин: Чиновничий менеджмент, который распоряжается средствами из бюджета, не способен эффективно «переварить» более 30 процентов ресурсов страны. А у нас под его контролем находится более половины ресурсов. Потому и такая низкая эффективность вкладываемых государственных средств.


«СБ»: Практика показывает, что директор частного предприятия куда лучше справляется с модернизацией, чем государственный чиновник. А повышать доходы должны граждане сами, лучше и больше трудясь. И с созданием рабочих мест бизнес справляется.

Э.Селицкая: Не надо думать, что мы не видим проблем и не пытаемся их решить.

«СБ»: Кстати, как насчет смягчения наказаний за нарушения?

Э.Селицкая: Подходы к ответственности у нас тоже меняются. Карательные меры применяются только к злостным нарушителям. Если плательщик недоплатил по каким–то причинам не более 1 процента налогов за проверяемый период, то его к ответственности не привлекаем, а просто предупреждаем. Как и за нарушение порядка ведения налогового учета.

Кроме того, мы активно внедряем новые формы работы с плательщиками. Например, система электронного декларирования. С нового года сфера электронного документооборота будет значительно расширена. Можно будет в электронном виде сдавать не только налоговые декларации, но и балансы по табаку и алкоголю, отчеты по выручке. Точно так же плательщики будут получать всевозможные справки, производить зачет, возврат налога. Хочу сказать им спасибо за то, что у нас сегодня более 95 процентов налогов собирается добровольно.


«СБ»: Культурные и законопослушные люди...

Э.Селицкая: Да, это говорит о том, что у нас сформировался достаточно высокий уровень налоговой культуры. Что, в свою очередь, дает возможность еще более упростить налоговую систему и смягчить ответственность за незначительные нарушения.
ссылка


Tags: СБ, налоги
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments