luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Ужасы Всемирного банка Ч. 3. В Беларуси мало помогают бедным

Продолжение. Предыдущая часть здесь.
По ТВ только и твердят: мы социально-ориентированные, помогаем бедным!
- Фигушки, - говорит Всемирный банк. - Бедным вы помогаете меньше своих стран-соседей:"В программах социальной помощи преобладают категориальные трансферты, тогда как на долю программ, основанных на оценке нуждаемости, приходится незначительная часть расходов. Расходы на социальную помощь охватывают 14 основных программ с различными целями, ресурсным обеспечением и критериями назначения пособий. Наиболее масштабными программами в плане расходов являются различные пособия на детей и пособия по временной нетрудоспособности и лечению. Кроме того, действует около 32 категориальных льгот и субсидий, предоставляемых ветеранам войны, инвалидам и другим
категориям граждан по оплате различных услуг, начиная от льгот по оплате проезда на общественном пассажирском транспорте и до льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Удельный вес программ, основанных на проверке нуждаемости для поддержки малообеспеченных семей, остается незначительным, составив лишь около 0,05 процента ВВП в 2009 году, что значительно ниже среднего показателя по региону. Критерии оценки нуждаемости используются при назначении помощи лишь в четырех из 14 программ.

Несмотря на то, что программы социальной помощи обеспечивают широкий охват малообеспеченного населения, их адресная направленность является низкой, поскольку пособиями, в особенности льготами, по-прежнему пользуются получатели, которые относятся к более высоким децильным группам распределения доходов. Программы социальной помощи в Беларуси имеют широкий охват среди наименее обеспеченных домашних хозяйств: 82 процента из 10 процентов наименее обеспеченных
домашних хозяйств отмечают факт получения того или иного вида пособий. При этом, однако, свыше 38 процентов наиболее обеспеченных домашних хозяйств также получают определенные социальные пособия, что свидетельствует об утечке значительной части пособий получателям, которые не являются малообеспеченными. Менее 10 процентов от общего объема расходов на социальную помощь доходят до населения, живущего за чертой бедности.
Адресная направленность льгот является низкой, и отчетливо прослеживается их утечка домашним хозяйствам, которые не являются малообеспеченными. Наиболее обеспеченные 20 процентов получают 20 процентов льгот, тогда как наименее обеспеченные 20 процентов получают лишь 27 процентов. Средний размер получаемого в виде льгот трансферта в расчете на человека в децилях лиц с более высокими доходами на 36 процентов выше, чем в квинтилях наименее обеспеченных. Адекватная
адресная направленность присуща только субсидиям на школьное питание и льготам по оплате услуг детских дошкольных учреждений, которые обеспечивают охват групп населения с низкими доходами.

Более масштабные программы, такие как льготы по проезду общественным пассажирским транспортом, санаторно-курортному лечению и обеспечению лекарственными средствами, носят регрессивный характер.  В совокупности, на регрессивные программы приходится 61 процент расходов на льготы. В целях повышения точности адресной направленности и снижения расходов на социальную помощь необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы. Пакет следующих
вариантов политики может помочь в достижении этой цели:

1. Дальнейшая рационализация категориальных льгот. Смещение акцента в программах льгот от категориального критерия к оценке нуждаемости обеспечит экономию бюджетных средств в объеме от 0,23 до 0,35 процента ВВП в зависимости от масштаба сокращений. Вначале могут быть сокращены регрессивные льготы при сохранении пособий с прогрессивным распределением.

2. В целях смягчения негативных социальных последствий рационализации категориальных льгот и повышения тарифов на коммунальные услуги для наименее обеспеченных граждан можно расширить масштабы адресной социальной помощи. Расходы на смягчение последствий первой меры составят менее 0,2 процента ВВП, а во втором случае их сумма будет равна от 0,3 до 0,7
процента ВВП.

3. Расширение применения порогового значения дохода для пособий на детей, чтобы повысить эффективность поддержки населения с низкими доходами. Средства в объеме 0,2 процента ВВП, сэкономленные за счет сокращения пособий более обеспеченным домашним хозяйствам, перераспределяются в пользу домашних хозяйств, получающих аналогичные пособия на детей, в самом низком квартиле распределения доходов. Прогнозируется, что предлагаемая реформа, являясь нейтральной для бюджета, позволит сократить бедность на 1 процентный пункт.
Tags: world bank, соцзащита
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments