luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Помогаю "Экономической газете" с публикациями в интернете

Что не нравится в "Экономической газете", так это нежелание редакции выставлять публикуемые статьи в интернете. У них почему-то представление, что если не выставлять материалы в свободном доступе, то интернетчики побегут подписываться на их газету.
Щас!
Они не понимают, что интернетчики - это такой свободолюбивый народ, которому даже платные статьи из интернета скачивать западло. Тем более они не будут платить за печатную продукцию.
 И я их поддерживаю.
Но вот как они опубликовали мою статью на своем сайте;
"СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОРОЖДАЮТ НОВЫЕ

Одна из важных проблем столицы Беларуси — явный недостаток незастроенных территорий в пределах городской черты. Тем не менее Минску доводятся все более напряженные планы по жилищному строительству. В этой связи решено создать вокруг столицы города-спутники (далее — ГС). Согласно постановлению Совмина от 29.06.2010 № 976 «О Государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов» (далее — Программа) первыми такими ГС должны стать Смолевичи и Заславль. Однако при этом возникает ряд вопросов.
Полный текст статьи Александра ЛУЧЕНКА, доктора экономических наук, смотрите в печатной версии "ЭГ"."
Раз газета не желает бесплатно делиться статьями, то это сделаю я.
Вот текст этого материала (затем подредактированной газетой):

"Проблемы финансирования городов-спутников Минска

Одна из проблем Минска – быстрое исчерпание незастроенных территорий в пределах городской черты. Между тем, столице из года год доводятся все более напряженные планы по жилищному строительству. В связи с этим возник интерес к созданию вокруг Минска городов-спутников (ГС). 29 июня 2010 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 976 «О Государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов» (далее – Программа ГС). Первыми городами-спутниками Минска должны стать Смолевичи и Заславль. Рассмотрим на их примере возникающие проблемы.

В соответствии с Программой ГС, число жителей Смолевичей намечено увеличить за счет строительства многоквартирных жилых районов на 44 тыс. чел., или в 3,9 раза. В результате в городе обострятся проблемы с занятостью. Уже сегодня значительная часть населения Смолевичей ездят на работу в Минск, Жодино, Борисов. По итогам социологического опроса, 40,5% жителей Смолевичей считают отсутствие достаточного количества рабочих мест в родном городе одной из наиболее актуальных проблем.

В соответствии с разработанными бизнес-планами, большинство промышленных предприятий Смолевичей предусматривает увеличение объемов производства, но такого прироста будет недостаточно для трудоустройства жителей новых микрорайонов.

С целью расширения возможностей трудоустройства в городах-спутниках предполагается вынос (перенос) предприятий из столицы. Однако в ближайшую пятилетку Смолевичи не получат из Минска ни одного предприятия,  хотя строительство жилья для минчан начнется уже в следующем году. Это означает, что в ближайшей перспективе Смолевичи из аграрно-промышленного города превратится в спальный ГС Минска. Значит, необходимо резко улучшить транспортное обслуживание и динамично развивать инженерную базу и социальную сферу.

Между тем, транспортная инфраструктура Смолевичей развита крайне слабо. Почти половина (46%) опрошенных респондентов жалуются на неудовлетворительное транспортное обслуживание и 72% – на плохое состояние дорожной инфраструктуры. В городе отсутствует безопасный и автономный переезд через железную дорогу, необходима также серьезная реконструкция ведущей из города к Кургану Славы дороги.

Изношенность основных сетей инженерной инфраструктуры в Смолевичах составляет в среднем 70–80%. В результате 76% опрошенных не удовлетворены качеством воды, почти 55% респондентов недовольны качеством горячего водоснабжения. Потребуются значительные опережающие затраты на строительство внеплощадочных инженерных сетей и сооружений. Значительную часть этих расходов будет вынужден взять на себя Мингорисполком.

В Смолевичах сложилась неблагоприятная ситуация с обеспечением детскими садами. При создании ГС имеющаяся медицинская база не способна обеспечить новых жителей медицинским обслуживанием, поскольку работает на пределе своих возможностей. Таким образом, при формировании социальной инфраструктуры нужно будет срочно помогать со строительством детских садов и развитием системы здравоохранения.

Другой город, которому предстоит стать городом-спутником – Заславль. Программой ГС предполагается построить в нем жилье для 40,6 тыс. минчан и увеличить численность жителей этого города в 3,8 раза. Между тем, в настоящее время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Заславле состоит более 2 тыс. семей. Темпы жилищного строительства в городе явно недостаточны: за последние три года из числа нуждающихся улучшили свои жилищные условия всего 66 человек. По результатам социологического опроса 48,5% жителей Заславля настаивают на первоочередном внимании к строительству жилья для местных жителей. Таким образом, примерно половина населения Заславля сама заинтересована в улучшении жилищных условий и их требования нельзя игнорировать при строительстве домов для минчан.

Рост численности населения Заславля обострит также проблему занятости: ведь отсутствие достаточного количества рабочих мест, по мнению жителей Заславля, является одной из наиболее актуальных проблем города. На данное обстоятельство указали 63,9% респондентов. Примерно 30% жителей Заславля, которые ездят на работу в Минск, желали бы работать по месту жительства.

Учитывая прогнозируемый прирост населения в Заславле, уже сегодня необходимо строить транспортные развязки, пешеходные переходы, расширять дороги. Нуждается в серьезной реконструкции и модернизация централизованные системы теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения. В городе, имеющем вековую историю, нет ни одной гостиницы, недостаточно детских садов. В здравоохранении население Заславля обеспечено всего 3,7 койками на 1000 жителей, что значительно ниже минимального стандарта по Минску (8 коек на 1000 жителей). Для приближения Заславля к минским стандартам необходимо также строительство 7–8 объектов физкультурно-спортивного назначения, в том числе бассейна (в городе нет ни одного). Проведение всех указанных работ потребует серьезных капиталовложений. Но при этом снова возникает вопрос о возможных источниках их финансирования.

Программой предполагается, что на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры в Смолевичах будет выделено 1479,4 млрд. руб, усадебного жилого района в Смолевичским районе – 796,7 млрд. рублей, в Заславле – 682,7 млрд. рублей. При этом из бюджета Минска будет израсходовано по Заславлю 268,8 млрд. руб., Смолевичам – 582,4 млрд. руб., усадебному жилому району в Смолевичском районе – 313,6 млрд. руб. Всего из столичного бюджета  на цели развития всего двух из шести городов-спутников планируется направить 1 трлн. 164,8 млрд. рублей,  или примерно 380 млн. долларов США. Это составляет 20,4% расходов минского бюджета на 2010 г. (5 трлн. 705,4 млрд. руб.). При этом не учтены расходы, необходимые для приведения городов-спутников в соответствие со столичными стандартами в социальной сфере (прежде всего по количеству детских садов и развитию системы здравоохранения, которые находятся в обоих ГС в неудовлетворительном состоянии). С учетом этих расходов можно говорить о том, что для создания лишь двух городов-спутников в точение срока действия Программы ГС понадобится израсходовать до половины годового столичного бюджета (не считая расходов республиканского бюджета, а также других организаций и ведомств).

Кроме того, нужны значительные финансовые ресурсы для выноса предприятий из столицы. Предполагается, что источниками финансирования такого выноса будут собственные средства организаций; кредитные ресурсы банков, бюджетные ссуды; средства инвесторов; средства, полученные при реализации инвестиционных проектов в порядке компенсации убытков при изъятии высвобождаемых земельных участков. Между тем, промышленные предприятия не имеют реальных финансовых источников для выноса своих предприятий, отсутствуют также серьезные инвесторы, желающие перенести технологически устаревшие предприятия на новое место. Выдача банковских ссуд на такой перенос возможна только под солидные гарантии республиканских и столичных властей. По предварительной оценке, для выноса промышленных предприятий из Минска необходимо 1,9 трлн. рублей. Понятно, что столичный бюджет таких расходов себе позволить не сможет – ведь это третья часть расходов бюджета Минска в 2010 г. Даже если значительная часть средств будет компенсирована из республиканского бюджета, все равно вынос предприятий за счет централизованных источников представляется чрезмерно дорогим мероприятием.

Таким образом, одной из сложнейших проблем является обеспечение реального финансирования комплексного развития городов-спутников. Считаем, что в сложившихся финансовых условиях запланированные «Государственной программой строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов», принятой Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 976 от 29 июня 2010 г., расходы являются чрезмерными. Развитие же городов-спутников должно осуществляться исходя из реальных финансовых возможностей с пролонгированием выполнения работ на последующие пятилетки.

Поскольку наращивание темпов строительства в Минске во многом обусловлено засасыванием столицей, как пылесосом, все большего числа жителей их других регионов, то гораздо более дешевым вариантом решения проблемы является ужесточение административного контроля за въездом в Минск. Следует установить порядок, согласно которому постановка на очередь на улучшение жилищных условий осуществлялось только после 10 лет проживания в Минске.

Необходимо принять экономические меры для усиления заинтересованности «очередников» в строительстве жилья не в Минске, а городах-спутниках. Предлагается два варианта. Первый – с учетом предыдущего предложения. Льготирование процентных ставок по кредиту для строительства жилья в Минске должно осуществляться по нормативу только для граждан, которое прожили в столице не менее 10 лет, а также их детей. В случае, если один из супругов прожил в Минске менее 10 лет, то льготный кредит на него не распространяется. Это позволит избежать фиктивных браков.

Второй вариант. Предлагаем выдвинуть лозунг: «Хочешь строить дешевое жилье – переезжай в город-спутник!» С этой целью для стимулирования переезда жителей Минска в города-спутники рекомендуем перейти к практике предоставления кредитов нуждающимся в улучшении жилищных условий минчанам по льготным процентам преимущественно в городах-спутниках. Предоставление же кредитов для строительства жилья в Минске на льготных условиях должно носить исключительный характер и быть обставлено жесткими условиями. Хотя такие меры будут непопулярны среди «очередников», но они ослабят давление мигрантов на минскую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, экономия на льготировании новых кредитов для строительства жилья в Минске позволит увеличить средства, выделяемые на формирование инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в городах-спутниках.

Для закрепления в столице специалистов высокой квалификации целесообразно предоставить право минским организациям льготировать проценты по ссудам на жилищное строительство за счет собственных средств.

Для обеспечения квалифицированными кадрами выносимых из Минска предприятий целесообразно стимулировать строительство ведомственного жилья в ГС. Также следует осуществлять строительство в городах-спутниках социального жилья за счет бюджетных средств с последующей его сдачей работникам «дефицитных» в ГС профессий.

Остается открытым вопрос о распределении строящегося в городах-спутниках жилья между гражданами, стоящими в очереди на улучшение жилищных условий в столице и в ГС. Предоставление жилья в новых домах городов-спутников только минчанам может быть негативно воспринято коренными жителями ГС. В результате Мингорисполком будет вынужден строить жилье не только для минчан, но и для жителей городов-спутников. Как следствие, Мингорисполком, вложив в развитие городов-спутников значительные финансовые ресурсы, не сможет кардинально сократить минскую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий".
 
Tags: публикации
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments