luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Перспективы Заславля как города-спутника, часть 1

Продолжаем писать о городах-спутниках Минска.
предыдущая страница
Теперь - Заславль.

 Территория Заславля занимает 1869 га. Более 3,5 тысяч землепользователей имеют земельные участки. Имеется четыре района индивидуальной жилой застройки: «Гуры», «Кладочки», «Родниковый», «Хмелевка». 

Численность населения и жилой фонд

В Заславле проживает 14,4 тыс. населения, из них трудоспособного возраста – 9,1 тыс. человек. Оптимистическим вариантом Генерального плана Заславля (оптимистический прогноз) предусматривалось увеличение количества жителей города к 2015 г. до 15,7 тыс. жителей и к 2025 г.-- 18,0 тыс. жителей. Однако цифры «Государственной программы по строительству крупных жилых районов для жителей Минска в городах спутниках и выносу (переносу) из столицы в населенные пункты республики производственных объектов» еще более оптимистические. Этой программой предполагается строительство жилого района общей площадью 600 тыс. кв. метров с доведением общей численности населения до 14 тыс. человек. В результате общая численность жителей Заславля увеличится примерно в 2 раза. Отметим, что на предложенных для освоения двух площадках в перспективе может быть размещено 1216,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов для населения численностью 40,6 тыс. чел. Таким образом, на данных территориях остается резерв для дальнейшего жилищного строительства.

Между тем, в настоящее время жилищный фонд составляет всего 391 тыс. кв. м общей площади. Численность жилых домов равна 1753 ед., из них многоквартирные дома составляли незначительную часть – 184 ед. или 10,5%. Характерной для Заславля является усадебная жилая застройка. По результатам социологического опроса 48,5% жителей Заславля указали на необходимость первоочередного внимания в городе к вопросам строительства жилья. На начало 2010 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Заславле состояло 2169 семей. Темпы жилищного строительства представляются недостаточными, поскольку за 2007–2009 гг. улучшили свои жилищные условия 66 человек, из них 2 многодетные семьи. Таким образом, примерно половина населения Заславля сама заинтересована в улучшении жилищных условий и их требования нельзя игнорировать при строительстве жилья в Заславле за счет средств Мингорисполкома.

Опрос минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, показал, что половина из них тоже не против переезда в Заславль при условии предоставления возможности строительства по государственным ценам УКСа и предоставления льготных кредитов. В результате возникает вопрос: не возникнет ли ситуация, что вновь строящееся жилье будет предназначено для удовлетворения запросов двух очередей нуждающихся в жилье – заславльской и минской? Не будет ли вынужден Мингорисполком строить жилье не только для минчан, но и для жителей Заславля?

В 2009 г. средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых домов для лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Заславле составляла – 1457 тыс. руб., в Минске – 1507 тыс. руб. Как видно, разница незначительна. Однако здесь необходимо учитывать, для получения возможности строительства жилья по цене в 1507 тыс. руб./кв. м в Минске очереднику необходимо отстоять на учете нуждающихся около 18 лет. Поэтому более целесообразно сравнивать стоимость строительства 1 кв. м для нуждающихся в жилье со средней стоимостью долевого строительства 1 кв. м в коммерческих организациях. В зависимости от материала стен и потребительских качеств эта величина может находиться в диапазоне от 3000 до 5000 тыс. руб. Можно предположить, что в первую очередь будут заинтересованы в строительстве жилья в городе-спутнике граждане, у которых до включения в списки ЖСК на льготное строительство остается достаточно длительный срок. В связи с этим необходимо проработать вопрос о порядке очередности строительства жилья в городах-спутниках для граждан, состоящих на учете в Минске.

При реализации планов по жилищному строительству в Заславле необходимо принимать во внимание, что Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. №185 для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. чел., в том числе в Заславле, предусмотрены более льготные условия кредитования по сравнению с другими городами. В частности, максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, для жителей Заславля не должен превышать 40 лет (против 20 лет для жителей Минска). Плата за пользование этими кредитами в течение срока их погашения для жителей Заславля устанавливается в размере 3 процентов годовых (против 5% для жителей Минска). На наш взгляд, необходимо внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. №185, которые обеспечили бы такие же льготные условия кредитования при строительстве жилья для очередников Минска, как и для граждан, постоянно проживающих и работающих в Заславле.

В то же время, следует подумать и о более серьезных мерах по экономическому стимулированию строительству жилья именно в ГС, а не в Минске. С этой целью целесообразно льготировать проценты по кредитам для строительства жилья преимущественно в городах-спутниках, ограничив получение таких льгот в Минске жесткими условиями. Это позволит увеличить бюджетные средства, направлениемые на развитие городов-спутников.

Возможности трудоустройства

Рост численности населения Заславля предполагает рост числа рабочих мест и развития секторов экономики города обеспечивающих рост качества жизни его населения. Однако отсутствие достаточного количества рабочих мест, по мнению жителей Заславля, является одной из наиболее актуальных проблем города. На данное обстоятельство указали 63,9 % респондентов. Примерно 30% жителей Заславля, которые ездят на работу в Минск, желали бы работать в своём городе по месту жительства.

При создании новых рабочих мест следует учитывать специализацию Заславля как туристско-рекреационной зоны. В соответствии с Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006–2010 гг., основными направлениями развития туризма для Заславля являются:

- транзитный туризм: развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, с посещением достопримечательностей, расположенных вдоль автомагистрали Минск – Молодечно – Нарочь (Р-28);

- познавательный туризм: памятник долговременной фортификации времен Второй мировой войны – музеефицированный объект «Долговременная огневая точка (ДОТ)»;

- спортивный туризм: посещение крупных спортивных соревнований на гребном канале РЦОП по гребным видам спорта, где туристы становятся зрителями. В городе реализуются такие инвестиционные проекты, как реконструкция гребного канала Республиканского Центра олимпийской подготовки по водным видам спорта.

Близость к столице, уникальное расположение центра города на пониженной террасе, окруженной болотистыми поймами рек Черница, Свислочь и Княгинька, сохранность древнейших на территории страны историко-культурных ценностей, древней планировочной структуры и культовых сооружений являются теми преимуществами, которые дают все возможности превратить город Заславль в один из ценнейших туристских объектов, участвующих в формировании имиджа Беларуси. Это означает преимущественное развитие сферы услуг, туристического бизнеса. При этом целесообразно развитие производства сувенирной продукции, пищевой промышленности и др.

По мере развития этих направлений деятельности, в эту сферу ожидается дополнительное привлечение до _____ работников. Это явно недостаточно для трудоустройства запланированного Программой ГС увеличения численности жителей новых домов. Не решит проблему и имеющийся определенный структурный дефицит в Заславле таких категорий работников, как менеджеры по продажам, системные администраторы, конструктора, рабочие-станочники и т.д.

Поэтому для снижения числа жителей Заславля, работающих в Минске, целесообразно рассмотреть возможность выноса минских предприятий при обязательном сохранении за городом статуса туристско-рекреационной зоны. Справочно: именно из-за опасений по поводу возможного ухудшения экологической ситуации только 27% граждан Заславля положительно относятся к выносу промышленных предприятий из Минска, 44,8% согласны с выносом при условии, что эти предприятия будут располагаться в отдельной части города, 28,1% – отрицательно.

Тревога за экологическую безопасность резко усиливает требования к переносимым предприятиям по экологическим характеристикам. Согласно плану развития Заславля для разгрузки города от выбросов стационарными источниками, а также формирования благоприятной среды обитания людей предусматриваются вынос, модернизация, реконструкция или перепрофилирование ряда предприятий, не соблюдающих режим санитарно-защитной зоны, снижение класса опасности объектов до IV–V. Т.е. даже предприятия самого города Заславля, которые не соответствуют требованиям экологической безопасности, подлежат выносу за пределы города.

Большинство предприятий, планируемых к выносу из столицы, имеет III, IV и V классы опасности. Однако в Заславле должны располагаться предприятия невысокого класса опасности IV и V. Из планируемых к размещению в городах-спутниках на втором этапе этому классу соответствуют предприятия: ОАО «Галантея», ОАО «Минскмебель», ОАО «Минскпроектмебель», ОАО «Минский экспериментально-фурнитурный завод», ОАО «Опытно-экспериментальный завод технологического оборудования».

Другой проблемой является отсутствие в пределах городской черты свободных площадок для размещения производственных предприятий, подлежащих выносу из Минска. Однако внедрение новых современных технологий, модернизация предприятий, позволят размещать производственные процессы на небольших территориях. Поэтому необходимо не формальное размещение выносимых предприятий под Заславлем, а создание промышленной зоны по принципу кластера – формирования производственных территорий за счет упорядочения границ и модернизации существующих производственных процессов. Предварительный анализ показал целесообразность организации кластеров мебели и деревообработки, а также кластера строительных материалов. Вместе с тем, возможности кластерной организации промышленных зон могут ограничиваться из-за несогласованности интересов частных собственников: из находящихся в городе 589 предприятий только 7,5% государственные, а 92,5% негосударственные организации

При выносе предприятий следует учитывать, что 64,6% респондентов, согласных переехать в ГС, трудоустроились бы на работу в городе-спутнике только в том случае, если бы новая зарплата была бы выше, чем в Минске. В противном случае предпочитали бы ездить на работу в Минск. При этом 45,4% жителей Заславля пожаловались на уровень оплаты труда. Таким образом, для «удержания» жителей новостроек в Заславле, в этом ГС необходимо строить высокоэффективные производства с высокой заработной платой.

Как уже отмечалось, наиболее болезненной проблемой является финансирование выноса предприятий из Минска. Ситуация усугубляется тем, что сами предприятия не желают «выноситься». При этом собственных средств для выноса предприятия не имеют, инвесторы не находятся, кредитные ресурсы являются дорогими и под них нужды гаранты. В результате проблема вновь упирается в необходимость использования для выноса предприятий средств республиканского бюджета и Мингорисполкома.

Таким образом, в результате жилищного строительства в рамках Программы ГС численность трудоспособного населения увеличиться примерно на 9 тыс. жителей. В результате преобразования в город-спутник в Заславле может увеличиться дефицит занятости. Эти жители будут вынуждены ездить на работу в Минск.

Проблемы Заславля как туристско-рекреационной зоны

Заславль является центром, который в сложившейся системе поселений относится к малым городам туристско-рекреационного и природоохранного функционального назначения. В городе работает историко-культурный музей-заповедник «Заславль», где относительно сохранен природный ландшафт. Заславль обладает двумя ценнейшими факторами для развития туризма: удобное (недалеко от Минска) расположение в живописном месте и полный исторический карт-бланш, гарантирующий хорошую экскурсионную программу. Это целый комплекс памятников и объектов – археологических и архитектурных, объединенных в единый историко-культурный музей-заповедник «Заславль». К наиболее значительным памятникам археологии относятся: городище «Замэчек», городище «Вал» (конец XVI в.) и десять курганных могильников (X–XI вв.); к архитектурному наследию – кальвинский собор XVI в. (ныне Преображенская церковь), костел Девы Марии XVII в., деревянная застройка конца XIX – начала ХХ в. Кроме того, в городе работают краеведческий музей и этнографические комплексы «Млын» и «Кузня» (находится в стадии строительства), которые весьма привлекательны для туристов. В июле 2008 г. появился еще один уникальный туристский объект – музей-дот.

Вместе с тем, недостаточно активно проводится работа по сохранению исторического центра города, как зоны общегородского центра и насыщение ее объектами соцкультбыта. Сохранившийся исторический памятник фортификационного искусства XVI века – городище «Вал» находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Земляные валы, бастионы и другие земляные укрепления оплыли, потерями свою геометрическую форму, куртины северной части замчища заросли деревьями и кустарником. Часть старого русла Свислочи с северной стороны превращена в свалку. Городище Замэчек также заросло с внешней стороны валов крупными деревьями и кустарником, усадебная застройка вплотную подошла к подошвам валов. Все это затрудняет восприятие древнейших и уникальных объектов не только с дальних точек, но и квалифицировать их как культурно-исторические объекты вблизи.

Историко-культурные ценности – жилая деревянная застройка начала XX века (ул. Советская, 34, 36, 45; ул. Рабочая, 18; ул. Почтовая, 11) находится в аварийном состоянии. В настоящее время территория исторического центра активно застраивается индивидуальной застройкой, которая приходит на смену устаревшему жилому фонду. Часто архитектура новой застройки не соответствует исторически сложившейся среде. Земельные участки выделяются в непосредственной близости к уникальным историко-культурным ценностям.

Предусмотренные Генеральным планом развития Заславля мероприятий по развитию планировочной структуры города не выполнены или осуществляются крайне медленно. В настоящее время общественные функции развиваются только вдоль ул. Советской в районе горисполкома. Для дальнейшего формирования и улучшения облика исторического центра, увеличения его привлекательности для туризма должны быть предусмотрены мероприятия по регенерации и реконструкции исторической застройки с организацией мест проведения общественных мероприятий. Общегородской центр должен получить дальнейшее развитие, от исторического центра по ул. Советской, в направлении перспективного развития жилой застройки.

Решения Генерального плана по архитектурно-планировочной и функциональной организации территории реализованы лишь частично. Реконструкция усадебной застройки не осуществляется. Не осуществлен предусмотренный генеральным планом вынос ряда предприятий: асфальтобетонного завода, нефтебазы; молокозавода, УПТК Облдорстроя. Предложения по строительству Дворца культуры, центров социального обслуживания, физкультурно-спортивного центра реализованы не были. Предложения по организации ландшафтно-рекреационной системы на основе водно-зеленых систем рек Черница, Княгинька, отработанных карьеров гравийно-песчаных смесей, мелиоративных районов, включающие парковые, лесопарковые зоны, скверы, пешеходные бульвары также не были реализованы.

Ландшафтно-рекреационная зона как элемент планировочной структуры в городе практически отсутствует и представлена лишь сквером возле горисполкома и детским сквером вдоль ул. Советской, которые расположены в санитарно-защитных зонах от предприятий.

Площадь озелененных территорий общего пользование практически не увеличилась, достигнут только социально-гарантированный уровень обеспеченности озелененными территориями. Обеспеченность благоустроенными озелененными территориями общего пользования снизилась до 1,6 кв. м на одного постоянного жителя при нормативной – 8 кв. м/чел. В городе не сформированы парковые зоны, не построен общегородской спортивный центр, не проведена реставрация ландшафта исторической зоны.

Система мелиорации пойм рек Черницы и Свислочи выполнена формально, без учета исторической значимости города. Значительная территория в центре города просто пустует, хотя возможно использовать эту территорию как зону отдыха, превратив ее в луго-парк.

Таким образом, при преобразовании Заславля в город-спутник столицы необходимо будет осуществить серьезные инвестиции в создание туристско-рекреационной зоны как за счет средств инвесторов, так и за счет бюджетных средств республиканского, столичного и городского уровня.

Транспортная инфраструктура

Транспортный узел Заславля сформирован магистральной двухпутной железнодорожной линией Минск-Вильнюс, республиканскими автодорогами Минск-Молодечно-Нарочь (Р-28), Заславль-Дзержинск-Озеро (Р-65) и автодорогами местного значения. Для поездок в Минск жителями Заславля чаще всего используются железнодорожный транспорт и маршрутные такси (табл. 1)

Таблица 1. Вид транспорта, обычно используемый для поездки в г. Минск (итоги соцопроса)

Вид транспорта              %

Железнодорожный     66,3

Автобус              26,3

Маршрутное такси       61,1

Автомобиль     18,9

К недостаткам использования железнодорожного транспорта можно отнести наличие переезда на пересечении магистральной железнодорожной линией с улицей Советской, что затрудняет реализацию транспортно-пешеходных связей, вызывает простои автотранспорта. Генпланом предусматривается строительство путепровода взамен железнодорожного переезда, проблему при этом представляет расположение путепровода, под которым находится историческая часть застройки Заславля, что ухудшит ландшафт и рекреационно-туристские свойства центра города.

Сеть автомобильных дорог в Заславле достаточно развита. Однако состоянием дорожной инфраструктуры и подъездными путями к дому и месту работы удовлетворены лишь 25% респондентов. Транспортное сообщение внутри города не устраивает 62,1% опрошенных, с Минском – 44,8%. Недостатком сложившейся автодорожной сети является также отсутствие полного обхода города, что приводит к необходимости пропуска через него транзитных потоков автомобильного транспорта.

Рост автомобилизации населения потребует строительства и расширения, где это возможно, существующих магистральных улиц до 4-х полос движения (в двух направлениях).

Пассажирские перевозки на маршрутном автомобильном транспорте, в междугородном и пригородном сообщениях, выполняются проходящими автобусами: пригородными экспрессными автобусными маршрутами №499, №1508; пригородными автобусам №319 и 319б (три автобуса в день). Массовый пассажирский транспорт города (МПТ) представлен автобусом и маршрутным такси, работающим на линиях Минск, Мядель, Нарочь. Регулярные автобусные рейсы осуществляются на 3-х маршрутах, общей протяженностью 27,8 км. За период с 2005 г. объем пассажироперевозок автобусами вырос с 400 до 500 тыс. пассажиров за год.

С ростом численности населения города и его территориальным развитием потребуется расширение автобусной сети с учетом обеспечения ее нормативной доступности и размещения новостроек. Линии автобуса предусмотрены по всем магистральным и основным жилым улицам, если это необходимо. Пассажироперевозки внутри города должны выполнять как автобусы общего пользования, так и маршрутные такси.

Парк транспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам вырос за последние 11 лет почти в 3 раза. Прогнозируется увеличение парка частных легковых автомобилей до 4,5 тыс. в 2015 г. и 6,3 тыс. в 2025 г. (соответственно 285 и 350 автомобилей на 1000 жителей).

Хранение легковых автомобилей, принадлежащих гражданам многоэтажной многоквартирной застройки, производится в настоящее время в двух массивах гаражей боксового типа на 940 машино-мест. К 2025 г. дополнительно потребуется 1,9 тыс. машино-мест для хранения легковых индивидуальных автомобилей, принадлежащих жителям многоквартирной застройки (потребная территория около 4,9га). На первом этапе к 2015 г. намечается дополнительно к существующим разместить в гаражах и охраняемых стоянках 870 автомобилей (потребность территории около 2,3 га).

Учитывая прогнозируемый прирост населения, приток автотранспорта может увеличиться не менее, чем в 2-2,5 раза, что должно отразиться в приросте мест стоянки и улучшении дорог.

Для улучшения транспортной инфраструктуры Заславля целесообразно осуществить следующие мероприятия:

             необходима организация северо-западного автодорожного обхода, транспортного перехода в разных уровнях с железной дорогой в северной части города, а также четких пешеходных связей основных массивов застройки с историческим центром;

             строительство транспортной развязки на автомобильном входе в город с автомобильной дороги Р-28 (Минск-Молодечно-Нарочь) и путепровода на входе в город с дороги Р-28 (Минск-Молодечно-Нарочь);

             строительство подземного пешеходного перехода через автомобильную дорогу Р-28 (Минск-Молодечно-Нарочь), обеспечивающего пешеходную связь г. Заславль с гребным каналом.
Продолжение - здесь

 

Tags: город-спутник
Subscribe

promo luchecon Красавік 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments