luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Смолевичи как город-спутник ч. 1

Продолжение материала о городах-спутниках Минска.
Начало - здесь.
Это -обзорный материал, ввод в тему.
Будем рады получить конструктивные замечания и предложения что делать..
Цитировать только с нашего разрешения.

Город Смолевичи расположен в 35 км к востоку от Минска. Статус города Смолевичи получили в 1968 г., На территории района расположен Национальный аэропорт Минск-2, единственная в республике и в странах СНГ станция спутниковой связи «Телепорт», съемочная площадка киностудии «Беларусьфильм».
В общей численности населения Смолевичей 15,1 тыс. чел. в трудоспособном возрасте находится 9,5 тыс. чел.; старше трудоспособного возраста – 3,0 тыс. чел.; молодежи до 16 лет – 2,5 тыс. чел. Согласно Программе ГС, в первой очереди предусмотрено проектирование и строительство для жителей г. Минска многоквартирного жилого района в г. Смолевичи на 10 тыс. человек и малоэтажного усадебного жилого района в Смолевичском районе с расчетной численностью населения 14 тыс. человек. Т.е. население Смолевичей после реализации 1 очереди программы по городам-спутникам увеличится на 24 тыс. человек или в 1,6 раза. Согласно плану расселения населения по расчетно-планировочным образованиям на площадке № 2 предполагается разместить еще 44,0 тыс. человек, т.е. население по сравнению с современным уровнем должно увеличиться в 5,5 раза.
В результате роста численности населения возникают следующие проблемы.

Трудности с обеспечением занятости

Всего на промышленных предприятиях города занято 2,6 тыс. человек или 27% от общего числа занятых, в то время как доля занятых в сельском хозяйстве составляет 62,5% (в районе расположено РУСПП «Смолевичская бройлерная птицефабрика», где трудятся более 2 тыс. человек). Таким образом, район относится к аграрно-индустриальному. Большая часть населения работает на предприятиях г. Смолевичи, остальные ездят на работу в г. Минск, Жодино, Борисов. При этом 40,5% жителей Смолевичей считают одной из наиболее актуальных проблем отсутствие достаточного количества рабочих мест.

Трудоустройство на существующих предприятиях

В соответствии с разработанными бизнес-планами, большинство промышленных предприятий Смолевичей предусматривает дальнейшее увеличение объемов производства, освоение новых видов продукции, обновление производственной базы. Вместе с тем, ОАО «Элитпаркет» испытывают проблемы со сбытом продукции, ОАО «Смолевичский молочный завод» – с обеспечением сырьем. Кроме того, большинство предприятий не могут найти необходимые им инвестиции (в том числе Краснознаменский комбикормовый завод). В таких условиях не следует ожидать быстрого наращивания масштабов производства для трудоустройства жителей новых микрорайонов.
Определенный результат может дать включение предприятий Смолевичей в состав кластеров, представляющих собой группу взаимосвязанных предприятий, расположенных на территории района, и связанных с ними организаций, действующих в сфере производства, переработки, обслуживания и реализации продукции. Поскольку в программе ГС определено аграрно-промышленное направление развития города, то перспективным направлением является формирование агропромышленного кластера. В регионе уже существует крупные предприятия, которые могли бы стать основой кластера – это РУСПП «Смолевичская бройлерная птицефабрика», Краснознаменский комбикормовый завод, ОАО «Зеленоборское» (производство удобрений, грунта), ОАО «Смолевичский молочный завод», СООО «Смолевичский хлебзавод», ООО «Смолевичский промышленный пищевой комбинат». Целесообразно создание новых предприятий, дополняющих цепочку производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и развитие связей этих предприятий с научными, образовательными учреждениями.
В Смолевичах могли бы также развиваться малые предприятия, имеющие субконтрактные отношения с ОАО «Белорусский автомобильный завод», находящиеся в г. Жодино (20 километрах от Смолевичей).

Трудоустройство на переносимых из Минска предприятиях

В Программе ГС предусмотрен вынос (перенос) из столицы 18 предприятий (в 2010–2015 годы – 12 предприятий, в 2015–2020 годы – 6 предприятий). При этом площадки для 12 предприятий, переносимых до 2015 г, уже определены и ни одно из них не будет размещено в Смолевичах. Остается надеяться на перенос предприятий второй очереди (после 2015 года), в то время как строительство жилья для минчан уже началось. Таким образом, в ближайшей перспективе не следует ожидать серьезного увеличения числа рабочих мест в самих Смолевичах.
После 2015 года возможно размещение в Смолевичах ОАО «Опытно-экспериментального завода технологического оборудования». Однако износ основных производственных фондов этого завода превысил 80 процентов. За пятилетие износ еще более возрастет, а обновлением фондов в условиях неопределенных перспектив развития завод вряд ли будет заниматься. Таким образом, в данном случае речь может идти не столько о переносе предприятия, сколько о создании нового. Численность работающих на заводе на 1.07.2010 г. составила 129 человек. Таким образом, проблему обеспечения занятости перенос данного предприятия не решит. Перспективным для города было бы размещение в нем ОАО «Галантея», а также предприятия по производству мебели. Это позволило бы создать кластер с расположенными в Смолевичах предприятием ООО «Альво» (выпускает мебельный щит) и ОАО «Элитпаркет» которые могли бы стать поставщиками для мебельного производства. Но и этих предприятий будет недостаточно для решения проблемы занятости.
При переносе предприятия возможно ухудшение кадрового состава выносимых предприятий. По данным социологического опроса около 40% опрошенных респондентов при условии выноса их предприятия за пределы Минска не согласны на переезд в город – спутник. Респонденты, соглашающиеся переехать из Минска в Смолевичи, увязывают такой переезд с ростом заработной платы. Об этом заявило 64,6% согласных переехать респондентов. Между тем, сравнительный анализ данных уровня начисленной среднемесячной номинальной заработной платы на предприятиях Минска, Смолевичей и Смолевичского района свидетельствуют о значительном отставании Смолевичей от Минска по уровню номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, как в целом по городу, так и по всем отраслям экономики. Согласно данных проведенного социологического опроса на недостаточно высокий уровень оплаты труда указали около 79% опрошенных респондентов Смолевичей. В связи с этим встает сложная задача – выравнивание уровня доходов и качества жизни населения работающего в Минске и в Смолевичях.
Кроме того, основная часть населения, согласная на переезд на постоянное место жительства в Смолевичах рассчитывает на строительство жилья с привлечением льготных кредитов, и более низкой по сравнению с Минском стоимостью строительства. Согласно проведенного социологического опроса, около 50% очередников согласны на переезд при условии предоставления возможности осуществлять строительство по государственным ценам УКС и предоставления льготных кредитов.

Трудоустройство за пределами Смолевичей

В складывающейся ситуации следует рассматривать варианты трудоустройства населения Смолевичей на близлежащих территориях. Примерно в 20 км от Смолевичей находится Национальный аэропорт «Минск», где намечается формирование крупного транспортно-логистического центра. Планируется перенести в этот регион аэропорт Минск-1 и РУП «Минский авиаремонтный завод», на котором трудятся более тысячи человек. В этой связи предприятия, которые будут расположены в районе Национального аэропорта «Минск», могут рассматриваться как сфера занятости для жителей Смолевичей.
Тем не менее, следует признать, что начавшееся строительство жилья в Смолевичах приведет к тому, что на ближайшую перспективу город-спутник следует рассматривать не только как аграрно-промышленный ГС, но и как спальный город-спутник Минска.

Смолевичи как город-спальня

В настоящее время жилой фонд в Смолевичах представлен в основном одноэтажными домами и многоквартирными 4–5-этажными домами. Дома имеют высокую степень износа. Для отселения граждан из ветхого и аварийного жилья за счет государственных средств построены два 60-квартирных дома, но этого недостаточно. Поэтому при активизации жилищного строительства в Смолевичах обострится проблема обеспечения жильем не только столичных жителей, но и «коренного» населения Смолевичей.
Хотя город имеет собственную строительную базу, которая представлена 7 строительными организациями (в них занято 8% экономически активного населения), но их явно недостаточно для активизации жилищного строительства. На практике это означает, что, для предотвращения социальных конфликтов, подрядные организации столицы будут вынуждены строить жилье не только для минчан, но и местных жителей. На эти же цели будут использоваться и средства Мингорисполкома, направляемые на формирование инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Привлекательным моментом для переезда из Минска в Смолевичи является более низкая стоимость жилья. Справочно: Если в Минске цена за 1м2 нового жилья составляет 1200-1300 долл. США, то в г. Смолевичи – 600–700 долл. США. Но такая ситуация складывается по панельному жилью. Технико-экономическое обоснование показало, что стоимость квадратного метра в домах с каркасным исполнением будет аналогична стоимости квадратного метра в Минске с учетом всех затрат по вновь создаваемой инфраструктуре (это внешние источники, внутриквартальные сети, объекты соцкультбыта и т.д.). Следовательно, на себестоимость 1 кв. м влияет конкретная ситуация, все будет зависеть от проекта застройки. Кроме того, на стоимость жилья влияет спрос на него со стороны населения. При увеличении спроса на жилье в городе-спутнике цена 1 кв. м нового жилья будет расти.
Финансирование строительства жилых микрайонов для жителей Минска в городах-спутниках будет осуществляться за счет кредитных ресурсов банков (в том числе льготных кредитных ресурсов ОАО «АСБ Беларусбанк») и бюджетных и внебюджетных источников (средств граждан, застройщиков, инвесторов и других). При этом должна сохраниться практика предоставления льготирования по кредитам для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Необходимо распространение на минчан-очередников, осуществляющих строительство жилья в городах-спутниках, порядка льготного кредитования, действующего в малых городах и сельской местности (выдача кредитов на 40 лет под 1%. Между тем, нагрузка на консолидированный бюджет для выплаты процентов по льготным ссудам постоянно возрастает, что создает проблемы для финансирования других бюджетных расходов. В связи с этим предлагаем резко сократить льготирование процентных ставок для строительства жилья в Минске, оставив его в прежних масштабах только для жилья, строящегося в городах-спутниках.
Поскольку Смолевичи, исходя из Программы ГС, на практике станет преимущественно «спальным» городом спутником Минска, то соответственно возникает необходимость совершенствования транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры Смолевичей.

Транспортная инфраструктура и связь

Транспортная инфраструктура Смолевичей развита исключительно слабо. Собственного автопарка в городе нет, и внутригородские маршруты обслуживаются автопарком Жодино. Большинство жителей использует в своих поездках железнодорожный транспорт и маршрутное такси. Норматив обслуживания населения по городским перевозкам в Смолевичах вообще отсутствует. В городе работает три автобусных маршрута и интервалы движения транспорта варьируется от 30 минут до часа. Справочно: По результатам опроса 46% респондентов указывают на неудовлетворительное транспортное обслуживание и 72% – на неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры. Рост нагрузки на железнодорожный транспорт за счет расселения минчан в Смолевичах потребует минимум два дополнительных поезда в час «пик». Между тем, железнодорожная линия, проходящая через Смолевичи, загружена достаточно напряженно.
В городе отсутствует безопасный и автономный переезд через железную дорогу. Строительство путепровода было запланировано в 2007-2009 гг., однако в связи с отсутствием необходимых средств было отложено на неопределенный срок. Между тем, по данным сайта smaliavichy.by, этот переезд закрыт примерно 6 часов в сутки. Нередки случаи, когда ожидание переезда затягивается до 30-40 минут. Социальная важность проблемы обостряется в связи с тем, что больница, поликлиника и станция скорой помощи находятся на одной стороне железной дороги, а милиция, Департамент охраны и РОЧС – на другой. Из-за закрытого шлагбаума могут возникнуть серьезные трудности как с оказанием медицинской помощи, так с обеспечением правопорядка. Поэтому вопрос о строительстве путепровода необходимо решать в кратчайшие сроки.
В связи с намечаемым превращением Смолевичей в ГС, необходимо обеспечить условия для выезда из города легковых автомобилей в направлении Минска до 1900 единиц в час «пик». Для этого необходима реконструкция автодороги Р-53 на участке от автодороги М-2 (Слобода) до г. Смолевичи: расширение проезжей части до четырех полос движения в обоих направлениях (I-в категория). Другие автодорожные выходы на Минск (в частности, магистральная автодорога М-1) могут взять на себя до 20% указанной нагрузки.
Развитие транспортных услуг внутри города будет осуществляться за счет оптимизации действующих и открытия новых транспортных маршрутов (ДУП «Автопарк №18»). При этом необходимо увеличение числа автобусов как внутри города, так и по регулярному пригородному маршруту. Вместе с тем, следует изучить другие возможности улучшения транспортного обслуживания в направлении Минска и намеченного к строительству логистического центра в районе аэропорта.
Социальные стандарты на показатели развития связи в Минске значительно выше, чем в Смолевичах. Справочно: показатель плотности телефонных аппаратов на 30% выше, частота доставки почты – на 25%. Услуги Интернета предоставляются на крайне неудовлетворительном уровне. Для обеспечения потребности в телефонной связи районов новой жилой застройки, необходимо предусмотреть строительство новой электронной АТС емкостью 7,5 тыс. номеров (1 этап) и 22,2 тыс. номеров (2 этап) в здании административно-общественного центра района.

Инженерная инфраструктура

Социальные стандарты, принятые для Минска и Минской области, различаются по многим параметрам. Так, нормы обеспечения водой для граждан, проживающих в оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией домах в Минске на 30% выше, чем в Смолевичах, удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием также выше на 30%, удельный вес освещенных улиц – выше на 10%. В столице также установлены более высокие нормы на плотность телефонных аппаратов, доставку почты и транспортные услуги. Размер площадей полигонов и для захоронения коммунальных отходов и вывоза коммунальных отходов для захоронения вообще не определен для городов Минской области.
Фактическая обеспеченность инженерной инфраструктурой в Смолевичах по ряду параметров не выполняется. Изношенность основных сетей инженерной инфраструктуры в среднем составляет 70–80%. Это подтверждается и результатами опроса. Справочно: 76% опрошенных не удовлетворены качеством воды, а более 20% отмечают низкий напор воды в сетях, почти 55% опрошенных не удовлетворены качеством горячего водоснабжения, 7% жителей сталкивается с проблемами энергообеспечения, и 72% опрошенных указывают на неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры. Это свидетельствует о том, что в Смолевичах отсутствуют резервы для введения дополнительных мощностей инженерной инфраструктуры, которые смогли бы обеспечить функционирование города-спутника.
Потребуются значительные опережающие затраты на строительство внеплощадочных инженерных сетей и сооружений, в том числе на реконструкцию существующей инженерной инфраструктуры. По предварительным расчетам, доля расходов на инженерную инфраструктуру составит 28–33% от всех расходов. Суммарные затраты на выполнение работ подготовительного периода, включая строительство внеплощадочных инженерных сетей и сооружений для строительства многоквартирных жилых районов в г. Смолевичи составят 150–170 млрд. руб. в течение ближайших 3–4 лет. Объем капитальных вложений на проектирование и строительство инженерно-дорожной инфраструктуры для усадебного жилого района в Смолевичском районе между населенными пунктами Большое Залужье-Дубовики-Высокая Гора составит 120 млрд. руб.
продолжение.
Tags: город-спутник
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments