luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

О городах-спутниках Минска

Мне на мобильный позвонили из Смолевичей. Они узнали, что группа исследователей под названием "Luchеcon" ведет исследование проблем создания городов-спутников и захотели поучаствовать в обсуждении. Мы не против. Все материалы в открытом виде я выставить не могу. Пока выставляю два фрагмента. В зависимости от реакции подумаю о выставлении остального, самого вкусного.
Предупреждаю, что на эти материалы распространяются авторские права. Цитировать можно только с нашего разрешения.
Будем рады конструктивному обсуждению.

"Потребность решения стоящих перед Минском социально-экономических задач, связанных с быстрым наращиванием численности населения и необходимостью выноса (переноса) ряда предприятий за пределы столицы привело к росту интереса к городам-спутникам. Город-спутник (в дальнейшем – ГС)– это обычно город или поселок городского типа, расположенный возле крупного города или мощного производственного комплекса, и составляющий с ним единую социально-экономическую систему.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ГОРОДОВ-СПУТНИКОВ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА

Роль ГС и их географическое расположение во многом зависят от экономической и демографической ситуации в стране, роли органов государственной власти в их развитии, инициативности негосударственного сектора экономики и притока иностранных инвестиций.
В зависимости от экономической специализации, различают ГС: жилые («спальный район»); промышленные; сельскохозяйственные; рекреационно-курортные; исторические. Распространены также научные, военные, студенческие и другие ГС. В агломерации города-спутники формируются с учетом их специализации. Справочно: ГС Алматы будут состоять из четырех городов-спутников, в каждом из которых будут жить не менее ста тысяч человек. Один из них – Golden City (Золотой город) – будет построен в качестве жилой зоны с университетским городком и медицинским центром, другой – Growing City (Растущий город) – станет промышленным и логистическим центром. Третий, расположенный на берегу водохранилища – Green City (Зеленый город) должен стать центром туризма. А четвертый – Gate City (Ворота города) – запланирован как международный бизнес-центр.
Весьма перспективным направлением является создание в качестве ГС крупного международного бизнес-центра. Справочно: Бразилиа, столица Бразилии с 1960 г., возникла вследствие «силового» переноса властями в середине 1950-х годов штаб-квартир пяти крупнейших корпораций страны из Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. В настоящее время в Минске создается район «Минск-Сити», в связи с чем создание аналогичного центра в ГС неактуально.
Необходимость создания городов-спутников Минска обусловлена, прежде всего, практическим исчерпанием свободных для строительства столичных территорий. Использование для этих целей высвобождаемых от малоценного малоэтажного жилья территорий требует значительных финансовых вложений (стоимость строительства удорожается в среднем на 7-8%), времени и в ряде случаев приводит к судебным разбирательствам. Поэтому возникла необходимость уделять основное внимание жилищному строительству за пределами белорусской столицы.
Еще в 2007 г. УП «БелНИИПградостроительства» выполнена научно-иссле-довательская работа «Проведение исследований и разработка схемы размещения жилья типовых потребительских качеств на социально и экономически перспективных территориях г. Минска и населенных пунктов его пригородной зоны с целью обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий». Это исследование послужило основой для разработки проектов специального градостроительного планирования «Градоэкономическое обоснование создания городов-спутников г. Минска в г. Заславль и г. Смолевичи» во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 08.07.2008 г. № 09/86 П939.
На основе проведенных разработок 29 июня 2010 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 976 «О Государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов» (далее – Программа ГС). Программой поставлены задачи по: а) реализации экспериментального строительства для жителей г. Минска многоквартирного жилого района в г. Смолевичи и малоэтажного усадебного жилого района в Смолевичском районе; б) разработке нормативных правовых актов о статусе городов-спутников; об использовании материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов г. Минска и Минской области для целей развития городов-спутников; о кредитовании граждан – жителей г. Минска, строящих жилые помещения в городах-спутниках; в) определении территории и объема жилищного строительства в городах-спутниках на основе генеральных планов населенных пунктов и технико-экономических обоснований; г) поэтапному строительству жилых районов в городах-спутниках; д) формированию производственной градообразующей базы в городах-спутниках для обеспечения занятости населения; е) обеспечению необходимого уровня и комфорта транспортного обслуживания между городами-спутниками и г. Минском; ж) осуществлению выноса (переноса) производственных объектов из г. Минска в данные населенные пункты. Из поставленных целей видно, что указанная программа преимущественно ориентирована на реализацию потребностей строительного комплекса в наращивании объемов их деятельности с обеспечением финансирования за счет средств консолидированного бюджета (том числе за счет средств Мингорисполкома).
Таким образом, одной из важнейших целей формирования и развития городов-спутников является обеспечение фронтом работ строительного комплекса в целях максимального удовлетворения спроса на жилье и поддержание высоких темпов роста ВВП, которое в последние годы обеспечивается в основном за счет строительства.
При выносе части жилищного строительства в города-спутники представляется неизбежной ситуация, когда часть столичных жителей согласится получить жилье в ГС только с условием сохранения работы в Минске. В ходе проведенного социологического опроса в среднем 8,7% респондентов заявили, что жить они согласны и в городе-спутнике, но работать предпочитают в Минске. Поэтому город-спутник должен создавать единую транспортную систему с городом-центром, он обеспечен всей необходимой социальной и инженерной инфраструктурой, объединен с мегаполисом единой концепцией, но не сливается с ним. ГС помогут разгрузить перенаселенный мегаполис. Вместе с тем, города-спутники должны обеспечивать комфортность проживания населения на своей территории не ниже столичного уровня: быть благоустроенными, зелеными и обеспеченными всем необходимым – от детских садов, поликлиник, супермаркетов и ресторанов до рабочих мест. Это требует не только осуществления нового строительства, но также капитального ремонта и реконструкции существующего жилого фонда и объектов.
В связи с этим необходимо:
обеспечить развитие инженерно-производственной и социальной инфраструктуры ГС до уровня столицы,
улучшить транспортную доступность. Необходимо создание мобильной системы доставки пассажиров в города-спутники и обратно за относительно короткое время.
Для предотвращения перегрузки транспортных систем необходимо обеспечить в ГС создание новых рабочих мест. Справочно: каждый десятый респондент после переезда в ГС согласен искать работу поближе к новому месту жительства, несмотря на возможную потерю в зарплате, и 65% опрошенных трудоустроились бы на работу в городе-спутнике в том случае, если бы их новая зарплата была выше, чем в Минске. С целью расширения возможностей трудоустройства в ГС предполагается вынос (перенос) предприятий из столицы. По предварительной оценке, только для выноса (переноса) промышленных предприятий из Минска необходимо 1,9 трлн. рублей, что составляет третью часть расходов бюджета г. Минска в 2010 г. (5 трлн. 705,4 млн. руб.). Следует отметить, что программой ГС предполагается, что источниками финансирования такого выноса будут собственные средства организаций; кредитные ресурсы банков, бюджетные ссуды; средства инвесторов; средства, полученные при реализации инвестиционных проектов в порядке компенсации убытков при изъятии высвобождаемых земельных участков. Между тем, промышленные предприятия не имеют реальных финансовых источников для выноса своих предприятий, практически отсутствуют также инвесторы, желающие перенести технологически устаревшие предприятия на новое место. Выдача банковских ссуд на такой перенос возможна только под солидные гарантии (прежде всего Мингорисполкома), бюджетные ссуды также будет вынужден предоставлять Мингорисполком. Таким образом, одной из важнейших задач развития ГС с позиций Мингорисполкома должно стать:
поиск финансирования для выноса (переноса) предприятий, не связанного с бюджетными средствами столицы;
развитие в ГС новых видов деятельности, в том числе сферы услуг.
Необходимость активного вмешательства городских властей Минска в деятельность городов-спутников ставит также задачу нахождения оптимального соотношения полномочий различных органов местной власти.
Рассмотрим пути решения возникающих при развитии ГС проблем на примере городов Смолевичи и Заславль"
продолжение

 

Tags: город-спутник
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments