luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Наши текущие антикризисные предложения, часть 2

продолжение поста "Рекомендации по преодолению кризисных явлений в финансовой сфере Республики Беларусь с учетом результатов работы за 1 полугодие в 2009 года".
Для обсуждения.

3. Бюджетно-налоговое регулирование

3.1. В сфере государственных финансов из-за мирового кризиса отмечаются тенденции, которые представляют собой угрозу макроэкономической стабильности и росту белорусской экономики в будущем. В краткосрочной перспективе снижение рентабельности и ликвидности предприятий, сокращение объемов экспорта отрицательно сказываются на государственном бюджете, снижая поступления налогов и сокращение государственных обязательств и программ. Анализ государственных расходов показывает отсутствие четкой системы в стимулировании развития национальной экономики, поскольку налоговые льготы предоставляются не по видам деятельности, а имеют индивидуальный характер. Это снижает стимулы для эффективного хозяйствования и серьезно ухудшает инвестиционный климат. Рекомендации. Необходимо отказаться от индивидуальных налоговых льгот и перейти к предоставлению налоговых льгот только по видам деятельности.
3.2. Выход Беларуси из мирового финансового и социально-экономического кризиса возможен только за счет развития инновационных сфер деятельности и выпуска товаров и услуг с большой долей добавленной стоимости. Между тем государственный бюджет по-прежнему ориентирован на финансирование непроизводственных инвестиционных объектов (строительство спортивных сооружений, строительство и реконструкцию административных зданий и т.д.). Справочно: действующая в Беларуси Государственная инвестиционная программа на 2009 г. с объемом финансирования более 2,6 трлн. руб. имеет непроизводственную социально-спортивную направленность. На инновационное же развитие, в рамках соответствующей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг., в 2009 г. предусмотрено значительно меньшее финансирование – лишь 0,9 трлн. руб. Рекомендации. Необходим пересмотр приоритетов финансовой политики в направлении увеличения расходов на инновационную деятельность и временного сокращения бюджетных инвестиции в непроизводственные объекты.
3.3. В условиях мирового финансового кризиса происходит снижение объемов производства и сокращается потребность в рабочей силе, что приводит к снижению занятости и заработной платы. Кроме того, падение бюджетных доходов ведет к сокращению социальных выплат и трансфертов. В конечном счете происходит снижение платежеспособного спроса, что в свою очередь, ориентирует на снижение совокупного предложения. Таким образом, формируется кризисная спираль. Справочно. Начиная с 4 квартала 2008 г. отмечается снижение реальных доходов населения, которое продолжилось и в начале 2009 г. Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. . увеличилась на 5,5%, по сравнению с декабрем 2008 г. – уменьшилась на 11,7%. В бюджетных организациях номинальная начисленная средняя заработная плата в январе 2009 г. составила 708,7 тыс. рублей и по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 12,8%, реальная начисленная заработная плата уменьшилась на 2%. Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в феврале 2009 г. по сравнению с февралем 2008 г. уменьшился на 3%, по сравнению с январем 2009 г. – на 0,9%. Рекомендации. Для выхода из кризиса необходимо стимулировать покупательский спрос населения на белорусские товары. Из бюджета должна увеличиваться социальная поддержка пенсии, стипендии, пособия малообеспеченным) в соответствии с темпами инфляции. Актуальной проблемой в условиях кризиса является повышение размера пособий по безработице, хотя бы до уровня прожиточного минимума.
3.4. Действенным инструментом стимулирования деловой активности в период экономических спадов является достаточно либеральная система налогообложения. Однако белорусская налоговая система отличается наиболее высоким уровнем налоговой нагрузки в регионе, что неблагоприятно отражается на конкурентоспособности белорусских предприятий и ограничивает экономический рост. Справочно: В 2008 г. уровень налоговой нагрузки в Беларуси составил 47,6 % к ВВП (включая доходы ФСЗН). Однако снижение налогов при сокращении налоговой базы в условиях кризиса ведет к увеличению бюджетного дефицита, что также недопустимо в сложившихся условиях. Рекомендации. Необходимо не просто снижать налоговые ставки, а трансформировать налоговую систему. В качестве первоочередной меры необходимо отменить отчисления в целевые бюджетные фонды, в частности в инновационные фонды для негосударственных предприятий, которые в настоящее время составляют от 0,25% до 20% от себестоимости продукции для различных отраслей. Для стимулирования внутреннего спроса, сдерживания инфляции необходимо также отменить налог с продаж.
3.5. Негативно влияет на экономическое развитие страны чрезмерная роль, отводимая штрафным санкциям как способу пополнения государственного бюджета. Справочно: из этого источника в бюджет 2009 года намечено получить 28,5 млрд. руб. Стремление собрать больше штрафов в бюджет не стимулирует финансовые органы к упрощению системы взимания налогов. В соответствии с оценками Всемирного банка Беларусь последние годы занимает последнее место в мире (178 - в 2008 году) по качеству налоговой системы. Высокие трансакционные издержки на уплату налогов увеличивают затраты предприятий, сдерживают привлечение инвестиций. В настоящее время провозглашена цель вхождения Беларуси в число 25 передовых в отношении условий ведения бизнеса стран. Справочно: в Беларуси количество налогов на бизнес превышает 10, причем большая часть из них уплачивается ежемесячно. Расчеты свидетельствуют, что ежемесячное предоставление только одной налоговой декларации, в 2008 году в целом по республике было равносильно дополнительным затратам налогоплательщиков на налоговый учет в размере порядка 45 млрд. рублей. Рекомендации. Необходимо объединить налоговые платежи, уплачиваемых из одной налоговой базы. Целесообразно также перейти к заполнению единой налоговой декларации, которая будет предоставляться 1 раз в году.

4. Таможенно-тарифное регулирование

4.1. Несмотря на введение с 1 января 2008 г. нового Таможенного тарифа Республики Беларусь, внесшего значительные изменения в уровни ставок таможенных пошлин на импортируемую в страну продукцию, основные принципы осуществления таможенно-тарифного обложения импорта не претерпели существенного изменения: по-прежнему тарифное обложение импорта осуществляется практически на безисключительной основе (беспошлинный ввоз в страну предусмотрен преимущественно лишь на отдельные виды технологического оборудования); тарифная защита носит бессрочный и безусловный характер; основным отечественным производителям (наиболее крупным предприятиям, являющимся «флагманами» белорусской промышленности) обеспечивается повышенная тарифная защита. Это дает основания предполагать, что в среднесрочной перспективе результативность таможенно-тарифного уровня сохранится на низком уровне. Рекомендации. В целях оптимизации воздействия таможенно-тарифного регулирования импорта на обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Беларусь предлагается сконцентрировать применение импортных таможенных пошлин в направлении содействия росту финансовых ресурсов промышленного сектора экономики. Наряду с этим целесообразно свести к минимуму практику использования таможенных пошлин в чисто фискальных целях, как во многом противоречащую вышеназванной цели.
4.2. Предлагается изменить порядок предоставления тарифной защиты посредством перехода от всеобщей безусловной тарифной защиты к преимущественно временной селективной поддержке отечественных товаропроизводителей. Временная селективная поддержка отечественных товаропроизводителей будет в гораздо большей степени стимулировать последних к осуществлению модернизационных мероприятий и повышению качества продукции.
4.3. В сфере минимизации использования таможенных пошлин в чисто фискальных целях целесообразно отказаться от взимания таможенной пошлины с ввозимой продукции промежуточного потребления, а также с большинства видов ввозимой готовой продукции, не имеющей аналогов в Республике Беларусь (за возможным исключением предметов роскоши). Кроме того, в Таможенном тарифе Республики Беларусь следует закрепить (на постоянной основе) нулевые ставки пошлин на ввозимое в страну технологическое оборудование, а также унифицировать ставки импортных пошлин в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими потребительскими характеристиками.
Подготовлено А.И.Лученком, М.В.Маркусенко, П.Н.Пекутько, А.С.Попковой, О.Л.Шулейко, В.А.Пушкаревым, И.В.Шарамедом.
(с) luchecon

Tags: кризис, наши материалы
Subscribe

  • Ради рекламы книги :)

    Я очень редко соглашаюсь быть "говорящей головой" на белорусском телевидении, но сегодня уговорили, поскольку тема хорошая: подписан указ…

  • Словарик айтишника

    Возникла объективня необходимость освоить хотя бы в самом общем виде терминологию айтишников. Хорошо, что в интернете есть соответствующие…

  • С озабоченными нужно поосторожнее

    Не секрет, что есть достаточно озабоченных на сексуальной почве личностей, которые искаженно воспринимающих реальность. Большинство людей вполне…

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments