Под катом для выставлен материал, касающийся наших рекомендаций по преодолению кризисных явлений в финансовой сфере Республики Беларусь с учетом результатов работы за 1 полугодие в 2009 года. Подготовлен в стиле, понятном для наших чиновников.
Материал авторский, выставлен для обсуждения.
1. Минимизация рисков, обусловленных несбалансированностью внешних финансовых потоков.
1.1. Основными рисками, влияющими на устойчивость финансовой системы страны, являются: дефицит текущего счета платежного баланса, увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо, рост отрицательного сальдо инвестиционных доходов, увеличение совокупного внешнего долга и значительная доля в структуре внешнего долга краткосрочных обязательств, риск сохранения финансирования дефицита счета текущих операций за счет притока иностранного капитала в долгосрочной перспективе.
1.2. Финансирование дефицита счета текущих операций платежного баланса за счет привлекаемых кредитов и займов представляет угрозу экономической безопасности государства, поскольку свобода действий правительства страны в области экономической политики может быть существенно ограничена путем выполнения предписаний кредиторов, обуславливающих получение заемных средств. Активное привлечение иностранных кредитов и займов делает экономику страны зависимой от состояния мировых финансовых рынков, которые подвержены определенным колебаниям цен, что подтверждает мировой финансовый кризис последних лет. Растущий спрос на ликвидность может привести к удорожанию стоимости заемных ресурсов, поэтому привлечение иностранного капитала по более высоким ставкам приведет к росту долговой нагрузки на экономику страны.
1.3. Динамика потоков по финансовому счету платежного баланса имеет высокую зависимость от краткосрочного торгового и финансового капитала, включая тенденции финансирования краткосрочного внешнего долга. Краткосрочные кредиты в силу их небольшого периода обращения не могут быть инвестированы в реальный сектор экономики и выплаты по ним наступают быстрее, что может привести к оттоку капитала из страны. Рекомендации. Основными задачами при привлечении внешнего финансирования должны стать: увеличение сроков предоставляемых кредитов, повышение объемов лимитов в рамках кредитных линий иностранных кредиторов; структурное финансирование из нескольких источников, применение новых инструментов международного заимствования, выход на рынок несвязанных заимствований, поиск индивидуальных способов финансирования внешнеторговых контрактов. Привлеченные средства должны направляться на обновление производственной базы предприятий, внедрение инноваций, развитие малого бизнеса.
1.4. Критерием определения объема официальных резервов, необходимых стране для обеспечения стабильности финансового рынка и валютного курса, а также платежеспособности является «критерий Редди», согласно которому объем резервов должен покрывать объем импорта за 3 месяца. Справочно: уровень резервных активов на 1 апреля
1.5. Рост совокупного внешнего долга свидетельствует о недостатке объемов валюты в стране. (Справочно: совокупный внешний долг Беларуси увеличился с 12,5 млрд. долл. США на 1.01.2008 г. до 16,3 млрд. долл. на 1.04.2009 г. В указанном периоде с 45 до 50% увеличилась доля долгосрочного внешнего долга, в основном за счет увеличения долгосрочного долга органов денежно-кредитного регулирования, т.е. кредита МВФ, полученного Правительством РБ по программе Stand-by). Рекомендации. Необходима срочная разработка Программы управления внешним долгом Республики Беларусь. Одним из вариантов сокращения внешнего долга будет являться разработка и реализация механизма конверсии долгов предприятий в инвестиции.
1.6. Угрозу финансовой системе Беларуси представляет сокращение притока прямых иностранных инвестиций в страну, которые наряду с иностранными кредитами и займами являлись источником финансирования дефицита текущего счета платежного баланса. Справочно: за 3 месяца 2009 г. приток прямых инвестиций в форме акционерного капитала составил 653,8 млн. долл.(58,9% общего объема поступивших прямых инвестиций) и сократился по сравнению с январем-мартом
1.7. Основную и самую главную угрозу финансовой системе страны представляют масштабы роста отрицательного сальдо внешней торговли товарами, которое за 5 месяцев
· освоение производства новых видов продукции с повышенным удельным весом добавленной стоимости в цене продукции (в первую очередь, наукоемких товаров и производств, основанных на использовании местных видов сырья);
· отказ от доведения прогнозных объемных показателей для предприятий, выпускающей продукцию с ограниченными рынками сбыта. Важнейшим оценочным показателем должен стать рентабельность реализованной продукции, исчисленной исходя величины добавленной стоимости и выручки реализованной продукции;
· включение отечественных предприятий в цепочки транснациональных корпораций (ТНК) при условии освоения ими на территории Беларуси передовых технологий и представлении рынков сбыта;
· создание условий для развития на территории Республики Беларусь венчурных компаний, а также других организационных структур, специализирующихся на инновационных технологиях;
· разработка программ минимизации издержек существующих производств и повышению качества производимой продукции до уровня мировых стандартов;
· разработка и принятие программы государственно-частного партнерства. Такая программа позволит привлекать инвестиции частного сектора для реализации инвестиционных проектов. Одним из эффективных инструментов государственно-частного партнерства является создание региональных кластеров: промышленных, инновационных кластеров, кластеров программного обеспечения. В ближайшее время необходимо, где четко определить цели, задачи и механизмы для каждого сектора общественной инфраструктуры. Следует усовершенствовать нормативно-правовую базу в сфере государственно-частного партнёрства. Необходимо принять пакет законов (о концессиях, о платных дорогах и другие), которые будут регламентировать функционирование отраслей, а также вести мониторинг правовой среды для выявления нормативных барьеров на пути инвестиций.
1.8. Для привлечения портфельных инвестиций в экономику Республики Беларусь необходимо понизить риски работы на белорусском фондовом рынке. Рекомендации. Для привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь и минимизации рисков развития рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь в условиях активизации привлечения внешних инвестиций предлагается модернизировать систему индикаторов на фондовом рынке. Предлагается использовать следующие показатели, регулирующие его деятельность:
· емкость рынка производных ценных бумаг по отношению к емкости рынка первичных ценных бумаг не должна превышать 80-90%,
· вложения нерезидентов в белорусские ценные бумаги должны быть не более определенного процента к емкости рынка. Вложения нерезидентов в ценные бумаги могут быть допущены сначала до 10-15% емкости рынка акций, а в перспективе максимальные пороговые значения можно увеличить до 25%.
· объем капитализации фондового рынка необходимо увязывать с величиной суммарной годовой прибыли акционерных обществ. По нашему мнению объем капитализации фондового рынка может превышать величину суммарной годовой прибыли акционерных обществ не более чем в 6 раз.
2. Меры по совершенствованию государственного регулирования в денежно-кредитной сфере
2.1. Для преодоления негативных последствий кризиса нужна активная структурная политика государства, развитие «экономики предложения», налоговых и кредитных стимулов, которые сделают выгодными инвестиции в модернизацию и расширение производства. Вместе с тем, Национальный банк Республики Беларусь в целях ограничения инфляции проводит достаточно жесткую политику ограничения денежной массы. (Справочно: Денежная масса в национальном определении (М2) сократилась в январе-мае
2.2. Существует угроза коммерческим банков в связи с ухудшением финансового положения заемщиков (предприятий реального сектора, населения) и снижением их возможностей по своевременному выполнению кредитных обязательств. Об этом свидетельствует рост доли проблемной задолженности в активах банков. (Справочно: доля проблемной задолженности в активах банков выросла с 1,68% в
2.3. Для вкладчиков белорусских банков растут риски недостатка у банков средств для выполнения своих обязательств по депозитам, срок которых заканчивается во втором полугодии
2.4. В Республике Беларусь нормативы по обязательным резервам дифференцируются только в зависимости от вида валюты вклада и от типа клиента (физическое или юридическое лицо). В сложившихся условиях повышенных рисков, обусловленных мировым финансовым кризисом, такой дифференциации недостаточно. Рекомендации. Для более гибкого и рационального подхода к формированию фонда обязательных резервов необходимо учитывать и другие критерии, например, сроки привлечения средств. Наиболее целесообразным будет самый высокий норматив резервирования установить по счетам до востребования, так как по ним существуют более высокий риск единовременного изъятия.
2.5. Зарегистрированный уставный капитал действующих в Беларуси банков и небанковских кредитно-финансовых организаций на 1 июля 2009 г. составил 8,7 трлн. белорусских рублей (или 3,1 млрд. долларов). Такая величина уставных фондов финансовых учреждений недостаточна для обеспечения стабильного развития национальной экономики в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса. Рекомендации. Целесообразно увеличить уставные фонды белорусских банков за счет привлечения иностранного капитала при условии сохранения национального контроля за такой стратегически важной сферой как финансовая.. (Справочно. Доля иностранного капитала в уставном фонде белорусского банковского сектора составляет 17,2%). Целесообразно также увеличение с 30% до 50% квоты участия иностранного капитала в общем уставном фонде страховых организаций.
2.6. В банковской сфере наблюдаются всплески повышенного спроса на валюту. (Справочно: в конце мая – начале июня банковская система страны в течение двух суток не могла обеспечить спрос на иностранную валюту. В этот период в день на чистой основе продавалось валюты в пределах 50–-60 млн. долл. США, в то время как обычно – 1–2 млн. долл. США). Государство осуществляло поддержку обменного курса путем проведения валютных интервенций центральным банком, а также покрывало недостаток поступления валюты в страну за счет международных резервных активов. Объективно потребности в валюте в дальнейшем будут возрастать. Рекомендации. Необходима государственная поддержка предприятий-экспортеров путем расширения доступа предприятий-экспортеров к льготным кредитам. В условиях ухудшающихся условий торговли, спада мирового спроса целесообразно расширение доступа предприятий-экспортеров к льготным кредитам, в том числе на пополнение оборотных средств сроком до 12 месяцев по ставке не превышающей 70 % от ставки рефинансирования НБ. С целью сокращения спроса на валюту возможно ограничение (или запрещение) валютного кредитования физических лиц и введение моратория на досрочное снятие валютных депозитов. Росту предложения валюты на рынке будет способствовать увеличение до 50% норматива обязательной продажи государству части валютной выручки субъектами хозяйствования.
2.7. Определенную угрозу в перспективе может представлять рост невозвратов банковских ссуд, выдаваемых населению. (Справочно: на 1 июля 2009 г. сумма проблемных кредитов, выданных физическим лицам, выросла по сравнению с соответствующим периоджом прошлого года в 3,6 раза). Рекомендации. Необходимо обязать банки при отражении информации по кредитованию наряду с указанием номинальной процентной ставки по кредитному продукту конкретно указывать все дополнительные комиссии, касающиеся данного кредитного продукта, в том числе справочно - размеры комиссий сторонних организаций (страховых предприятий, нотариальных контор и т.п.). Необходимо обязать банки при рекламе кредитного продукта и в договоре с кредитополучателем указывать реальную процентную ставку по выдаваемому кредиту.
2.8. Расширение жилищного строительства преимущественно за счет ссуд банков, хотя и увеличивает величину ВВП, но в то же время носит инфляционных характер, так как в конечном счете потребует дополнительной денежной эмиссии. Кроме того, расширение объемов льготного кредитования при увеличении его сроков до 30 лет повышает риск невозврата ссуд. В республике до сих пор не действует система залога жилья при кредитовании его строительства. Рекомендации. Развитие строительного комплекса целесообразно осуществлять в рамках реальной платежеспособности населения с жестким контролем за обоснованностью выдачи долгосрочных ссуд.
(с) luchecon
продолжение здесь
Journal information