luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Промышленность: работа на склад

Материал одного из наших авторов, Петра Пекутько:

Административное сдерживание сокращения объемов промышленного производства привело к увеличению складских запасов промышленной продукции за первое полугодие 2009 г. на 2400,5 млрд. руб. (4,1% от всей произведенной в стране за шесть месяцев промышленной продукции. Если бы промышленность работала исходя их реального спроса на ее продукцию без увеличения складских запасов, то объем промышленного производства составил бы только 92,5% к соответствующему периоду 2008 г. Именно эта величина отражает реальную, обеспеченную существующими параметрами сбыта динамику промышленного производства. 

К началу июля объем нереализованной продукции составил 7357,2 млрд. руб. или 94,6% от среднемесячного объема производства. Оперативно реализовать такие запасы готовой продукции без существенного сокращения объемов производства невозможно: для этого понадобилось бы увеличить среднемесячные объемы сбыта ориентировочно на 10% (при сохранении нынешних объемов производства), что маловероятно в условиях отсутствия роста рынка промышленной продукции.

Поэтому с учетом необходимости реализации накопленных складских запасов и отсутствия фактов, указывающих на рост основных товарных рынков сбыта белорусской продукции, мы ожидаем по итогам 2009 г. снижение промышленного производства в Беларуси не менее чем на 5% в сопоставимых ценах. При этом вероятно значительное сокращение производства непродовольственных потребительских товаров при небольшом росте производства продовольственных товаров.

Снижение промышленного производства и рост складских запасов обусловлен, прежде всего, снижением экспортных поставок белорусской продукции (на 48% в январе-мае 2009 г. относительно соответствующего периода 2008 г.) вследствие общего сокращения потребления (как потребительских, так и промежуточных и инвестиционных товаров) на зарубежных рынках. Однако, принимая во внимание мизерную долю белорусской продукции, например, в региональном потреблении (стран-соседей или, более широко, стран Центральной и Восточной Европы, поставки на рынки которых с точки зрения транспортно-логистических расходов, вероятно, менее затратны, чем поставки в азиатский регион, в том числе в зауральские российские регионы) и незначительную по абсолютному большинству видов поставляемой продукции долю во внутрироссийском потреблении, данный фактор не может служить объективным обоснованием снижения экспортных поставок. Зарубежные рынки, несмотря на их сокращение и усиление конкурентной борьбы, все еще остаются достаточно емкими. Следовательно, снижение экспортных поставок обусловлено, главным образом, относительно низкой конкурентоспособностью белорусской продукции на внешних рынках, не позволяющей ей переориентироваться на иные группы потребителей, и отсутствием гибкости маркетинговых стратегий отечественных производителей, препятствующей оперативному реагированию (в первую очередь, изменению качественно-ценовых параметров продукции) на падение сбыта.

 Во многом низкая конкурентоспособность продукции отечественной промышленности связана с преобладанием в белорусской практике регулирования экономики административных рычагов воздействия, а также широким и продолжительным использованием в национальной экономике мер, направленных на сдерживание и, более того, сокращение уровня конкуренции на внутреннем рынке путем применения комплекса мер прежде всего,

- дискриминация доступа многих видов зарубежной продукции на внутренний рынок посредством использования тарифных мер (высокие ставки таможенных пошлин, лицензирование и квотирование ввоза, требования о необходимости сертификации каждой партии ввозимой продукции, применение института специмпортеров);

- поддержание существующей монопольной структуры сферы производства многих видов продукции (в том числе посредством жесткой координации деятельности и сдерживания конкурентной борьбы между немногочисленными предприятиями-конкурентами);

- региональный протекционизм (как правило, устные запреты региональных исполнительных органов власти торговым организациям продавать произведенные в других регионах товары, конкурирующие с местной продукцией, а также рекомендации подведомственным организациям использовать местную продукцию). Такая ситуация не была решена даже после введения практики тендерных закупок.

Кроме того, жесткая регламентация отечественной экономики (в первую очередь, наличие плановых заданий, которые должны быть неукоснительно выполнены, сохранение чрезмерной подчиненности промышленных предприятий отраслевым и региональным органам управления) снижают у руководителей предприятий уровень самостоятельности в принятии не только стратегических, но, зачастую, тактических решений и заинтересованности в долгосрочном развитии производств.

В результате менеджмент отечественных производителей ориентирован в большей степени на лоббирование применения государственными органами административных методов поддержки. Опыт поиска, разработки и использования рыночных методов организации работы на крупных отечественных предприятиях определенно не достаточен для самостоятельного участия в конкурентной борьбе.

Стратегическому развитию белорусской промышленности препятствовала и имевшая место преимущественная экспортная ориентация большинства отраслей промышленности на российский рынок (либо, более широко, на рынок стран СНГ), т.е. на относительно низкодоходный рынок, конкуренция на котором происходит главным образом по ценовому фактору и который предъявляет более низкие требования к качеству продукции. Действие данного фактора привело к тому, что в настоящее время отечественная промышленность не может переориентироваться на иные региональные рынки: как с точки зрения больших объемов необходимой переориентации, так и с позиции неадаптированности  белорусской продукции к условиям иных рынков (в том числе в связи с неизвестностью параметров этих рынков).

Для стимулирования развития отечественной промышленности, создания долгосрочных основ для повышения конкурентоспособности производимой продукции необходима реализация мер, направленных на:

 - содействие развитию конкуренции на внутреннем рынке, в том числе через развитие конкуренции в сфере производства продукции. Эта мера предполагает максимально возможный отказ от защиты внутреннего рынка, которая в белорусских условиях низкой самостоятельности руководства промышленных предприятий в принятии стратегических решений оказывается неэффективной;

- снижение уровня регламентации деятельности отечественных предприятий, в первую очередь, отмена директивных, обязательных к исполнению заданий (возможна разработка и использование лишь качественных показателей, позволяющих оценивать эффективность менеджмента на государственных предприятиях), устранение чрезмерной подчиненности промышленных предприятий отраслевым и региональным органам управления, сокращение форм отчетности и т.д.;

- приватизация госсобственности в промышленности;

- реформирование системы оценки затрат предприятий;

- адаптация производимой продукции под условия рынков с более высокими требованиями к качеству продукции и выход на эти рынки.

С luchecon

Tags: промышленность
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments