luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Categories:

Добавленная стоимость как оценочный показатель

Не до конца отработанный материал. Есть определенные сомнения. Интересует Ваше мнение.

Многие считают, что важнейшим оценочным показателем должна быть прибыль (выручка за вычетом материальных затрат, заработной платы и амортизации). Что говорить – в целом неплохой показатель и в его использовании нет ничего нового.Вспомним историю. Когда в Советском Союзе стало ясно, что простое наращивание объемов производства не обеспечивает роста народнохозяйственной эффективности, то в 1965 году была проведена так называемая «косыгинская» экономическая реформа. Было резко сокращено количество директивных показателей и ключевая роль стала принадлежать прибыли и рентабельности. В ходе реформы резко повысилась эффективность работы предприятий, быстро росли доходы населения, развивались социальная сфера и жилищное строительство, появились автомобили для населения и т.д.  Но быстро выявилось, что увеличить прибыль можно было не только за счет лучшей работы, но и путем завышения цен.

Поэтому в конце 70-х годов были приняты решения по введению нового планового показателя, названного нормативно-чистой продукцией  (в него включалась заработанная плата плюс усредненная прибыль) и устанавливались долгосрочные нормативы для фондов экономического стимулирования. Однако и показатель нормативно-чистой продукции оказалось возможным корректировать для достижения лучшей отчетности.
Практика показывает, что в тех случаях, когда затрагиваются экономические интересы, идеальных показателей просто не существует. Поэтому тот или иной показатель целесообразно использовать в зависимости от поставленных задач. Если необходимо определить величину средств, остающихся на предприятии после выплаты заработной платы и начисления амортизации, то наиболее подходит показатель прибыли. На расчет этого показателя ориентирована и сложившаяся система калькулирования себестоимости продукции. Однако как оценочный показатель прибыль следует применять только в том случае, если нет серьезных возможностей завысить цену на продукцию – например, при реализации ее за границу. Внутри же нашей страны оценка деятельности предприятия по полученной прибыли может привести к нежелательному росту цен.
Наиболее распространенным в мире показателем, оценивающим работу экономики отдельных государств, является произведенный за период валовой внутренний продукт (ВВП). По сути дела, ВВП характеризует величину созданной в стране добавленной стоимости. Аналогичный показатель можно рассчитать и на уровне предприятия путем вычета из выручки произведенных материальных затрат. Таким образом, добавленная стоимость на предприятии – это сумма заработанной платы, амортизации и прибыли.
Из способа его расчета видно, что он обладает одним важным преимуществом: он устраняет влияние фактора материалоемкости продукции и, значит, его нельзя увеличить путем увеличения расходов на сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия. Использование этого показателя в качестве основного оценочного делает бесполезным наращивание объемов производства путем увеличения затрат. Наоборот, при заданной цене для увеличения добавленной стоимости становится выгодным снижать материальные затраты. Это особо важно для нашей страны, поскольку отечественное производство достаточно материалоемко и импортоемко.
Е.Злотникова на основе данных межотраслевого баланса высчитала, что в белорусском машиностроении и металлообработке доля материальных затрат на единицу продукции составляет 79 процентов (из них импорт – 76 процентов), в легкой промышленности эти показатели достигают соответственно 84 и 73 процентов. Использование добавленной стоимости как важнейшего оценочного показателя при сложившихся на мировых рынках ценах будет стимулировать как снижение материальных затрат вообще, так и их импортной составляющей в частности. В этом случае будет увеличиваться величина добавленной стоимости, из которой формируется фонд заработной платы работников, выплачиваются премиальные, а также направляются деньги на техническое обновление производства.
Стимулирование роста величины добавленной стоимости за счет рационального использования материальных ресурсов и экономии на импортных закупках самым благоприятным образом отразится на величине сальдо внешний торговли. Допустим, какая-то отрасль реализует товаров внутри страны и за рубежом поровну по 5 млн. долларов. Импортоемкость продукции составляет 60%, Значит, для производства 10 млн. товаров было закуплено 6 млн. импорта. Реализовав за границей продукции на 5 млн. долларов отрасль сформирует дефицит внешнеторгового сальдо в сумме одного миллиона долларов. Однако после увязки системы материального стимулирования с показателем добавленной стоимости, отрасль может снизить импортоемкость до 40%. В результате закупка импорта будет меньше экспорта на 1 млн. долл и эта  сумма пойдет в плюс внешнеторгового сальдо.
Любителю рубить с плеча могут предложить ввести показатели снижения импортоемкости в число прогнозных. Но рассчитать его на уровне предприятия очень сложно (импорт «прячется» в полуфабрикатах, поступающих от других белорусских предприятий). Поэтому, с учетом необходимости уменьшения отрицательного внешнеторгового сальдо, основным оценочным показателем работы предприятия целесообразно сделать динамику созданной на предприятии добавленной стоимости (ДС).  Соответственно рентабельность продаж, рассчитанная как отношение добавленной стоимости к цене проданного товара, будет характеризовать степень доходности хозяйственной деятельности предприятия. При этом нет необходимости в серьезном реформировании бухгалтерского учета – предлагаемые показатели успешно рассчитываются на основе имеющейся на предприятиях информации.
Предлагаемые показатели сами по себе не решат существующие проблемы. Они должны быть обязательно увязаны с соответствующей системой экономического стимулирования. Лишь тогда они могут стать составными элементами перспективного реформирования национальной экономики.

 

Tags: показатели
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments