luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Так ли хорош белорусский бюджет?

Материал наших авторов для обсуждения. Комментарии и предложения по дополнению приветствуются. 

"В последнее время в сфере государственных финансов отмечаются тенденции, которые представляют собой угрозу макроэкономической стабильности и роста белорусской экономики в будущем. Основные проблемы заключаются в следующем.

1. Вызывает озабоченность рост внешнего государственного долга, который является важнейшей характеристикой устойчивости государственной финансовой системы. Справочно: внешний Государственный долг, включающий кредиты, привлеченные Правительством Республики Беларусь и кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства. в 2008 году вырос на 1 млрд. 382,2 млн. долларов, или на 59,2%, и составил на 1 января 2009 года 3 718,9 млн. долларов США. Значительное увеличение государственного долга происходило и в начале 2009 г. При этом в структуре внешнего госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, выросли в 2008 году на 77,2% и составили 3588,8 млн. долларов (на 1 января 2008 года — 2 025,7 млн. долларов). Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства Беларуси, напротив, сократились на 58,2% и на начало 2009 года составили 130,1 млн. долларов (на 1 января 2008 года — 311 млн. долларов).
С точки зрения экономической безопасности и финансовой устойчивости имеют значение не только размеры долга, но и направления использования заемных средств. Правительственные заимствования могут быть эффективными в том случае, если они используются на реализацию проектов, которые не только обеспечивают окупаемость вложенных средств, но и приносят прибыль. Использование кредита на поддержание курса национальной валюты создает риск устойчивости государственной  финансовой системы, и в перспективе может стать фактором,  сдерживающим экономический рост, так как погашение и обслуживание долга  осуществляется из бюджетных средств, которые формируются за счет налогоплательщиков.
2. В настоящее время провозглашена цель вхождения Беларуси в число 25 передовых в отношении условий ведения бизнеса стран. Достижение данной цели требует кардинального изменения налоговой системы. Однако параметры этой системы  не соответствуют потребностям бизнеса. Высокий уровень прямых и косвенных (квази-фискальных) государственных расходов в Беларуси привел к высокой нагрузке налоговых обязательств на субъекты хозяйствования, что поставило белорусские предприятия в невыгодное конкурентное положение по отношению к предприятиям  в России, Украине и т.д. Если суммировать прямые расходы государственного бюджета  и различные квази-фискальные расходы, связанные с целевыми кредитами, регулированием цен, перекрестными субсидиями на энергоносители и обязательным финансированием социальных активов и других программ, то удельный вес государственных расходов в ВВП окажется значительно выше 50%.
3. Анализ государственных расходов показывает отсутствие четкой системы в стимулировании развития национальной экономики, хотя удельный вес ресурсов, выделяемых на субсидии и капитальные расходы выше, чем в других странах. Однако предоставление индивидуальных налоговых льгот и преференций не всегда экономически обосновано и сочетается в установлении  высокой налоговой нагрузки предприятий. Это снижает стимулы для эффективного хозяйствования и серьезно ухудшает инвестиционный климат.
4. Уже очевидно, что выход нашей страны из мирового финансового и социально-экономического кризиса возможен только за счет развития инновационных сфер деятельности с большой долей добавленной стоимости. Между тем государственный бюджет по-прежнему ориентирован на финансирование непроизводственных инвестиционных объектов (строительство спортивных сооружений, строительство ведомственного жилья, строительство и реконструкцию административных зданий и т.д.). Справочно: действующая в Беларуси Государственная инвестиционная программа на 2009 г. (с объемом финансирования более 2,6 трлн. руб.) имеет непроизводственную социально-спортивную направленность. Большую часть данной программы  планируется профинансировать за счет средств республиканского бюджета: почти 2,1 трлн. руб., что составляет 3,6% от расходов республиканского бюджета-2009 (при этом финансирование социальных нужд не ограничивается Государственной инвестиционной программой: в рамках бюджета, наряду с текущим финансированием социальной сферы, предусмотрено и целевое финансирование отдельных профильных социальных программ). На инновационное же развитие, в рамках соответствующей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг., в 2009 г. предусмотрено значительно меньшее финансирование – лишь 0,9 трлн. руб.
В связи с этим уже в ближайшее время необходим пересмотр приоритетов финансовой политики в направлении увеличения расходов на инновационную деятельность и временного сокращения бюджетных инвестиции в непроизводственные объекты.
5. В ходе исполнения государственного бюджета проводятся его многочисленные корректировки, что свидетельствует о недостаточной реалистичности утверждаемых бюджетов. Пересмотр бюджета должен осуществляться на основе законодательно закрепленных норм. При этом система управления финансовыми ресурсами должна быть направлена на то, чтобы в процессе исполнения бюджета соблюдались государственные и межотраслевые приоритеты. Кроме того, должен быть обеспечен баланс между самостоятельностью бюджетных учреждений и их подотчетностью министерству финансов.
6. Негативно влияет на экономическое развитие страны чрезмерная  роль, отводимая штрафным санкциям как способу пополнения государственного бюджета. Справочно: из этого источника в бюджет 2009 года намечено получить 28,5 млрд. руб.  Финансовые органы не принимают должных мер по упрощению системы взимания налогов и таможенных платежей. В связи с этим необходимое совершенствование налогового и таможенного законодательства в плане облегчения соблюдения его норм .
7. Отрицательно воздействует на экономику использование таможенных пошлин в качестве дополнительного налога на потребление. В частности, таможенно-тарифное обложение отдельных категорий импорта, не имеющих аналогов в стране (в том числе и промежуточного импорта), осуществляется исключительно в фискальных целях, что противоречит современному назначению таможенных пошлин как преимущественно защитному инструменту экономической политики. В целях повышения (недопущения снижения) бюджетных доходов финансовые органы должны отказаться от использования ввозных таможенных пошлин на импорт, не имеющий белорусских аналогов". 
Tags: бюджет, обсуждение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments