luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

О чем я пытался сказать на телевидении

В предыдущем посте я писал о некоторых предложениях по преодолению кризиса. Но телевизионщиков это совершенно не заинтересовало.
На телевидении я хотел сказать кратко следующее:
Любая экономическая модель развития предполагает воздействие на две составляющей: на совокупный спрос и совокупное предложение. В дефляционной модели приоритет отдается стимулированию спроса, что должно стимулировать рост предложения товара.
В инфляционной модели предполагается, что для снижения роста цен необходимо увеличить предложение товаров, что позволит сбалансировать денежную массу и товарное предложение. Поскольку для Беларуси в настоящее время характерна инфляционная модель, то необходимо задействовать рычаги увеличения совокупного предложения. Однако простое увеличение товарной массы не позволяет решить проблему, поскольку она должна соответствовать спросу (продукция, которую потребитель не желает покупать не следует включать в товарное предложение). По сути дела, проблема сводится к стимулированию не просто к увеличения производства, а к стимулированию сбыта товаров. Стимулирование сбыта товаров на внешних и внутренних рынках будет иметь особенности.
Стимулирование сбыта на внешних рынках
Россия для Беларуси – главный торговый партнер. На нее приходится более 47 процентов общего объема внешней торговли страны. В том числе и 32 процента экспорта. Анализ показывает, что белорусская продукции теряет позиции на рынке Российской Федерации по двум основным причинам:
а) снижение платежеспособности российских предприятий;
б) снижения конкурентоспособности импортных товаров вследствие девальвации российского рубля. Удорожание импортной продукции стимулирует в России развитие импортозамещения.
По прогнозам Минэкономики РФ, вследствие этих двух факторов импорт в Российскую Федерацию в 2009 г. сократится минимум на 16% (Газета «Коммерсантъ»  № 11(4066) от 23.01.2009).
Для борьбы со снижением платежеспособности российских предприятий целесообразны следующие меры:
·      развитие бартерных  операций. Существующие запреты на совершение бартерных операций целесообразно отменить. Налоговым органам целесообразно отработать методологию налогообложения бартерных операций без введения запретов на них;
- развитие вексельного обращения. При этом целесообразно использовать переводные векселя надежных российских и белорусских банков;
·      создание и использование совместных российско-белорусских факторинговых компаний. Таким компаниям экспортеры будут продавать товары со скидкой, а сами компании берутся реализовывать за рубежным потребителям с возможностью отсрочки оплаты на заранее оговоренных условиях;
·      развивать системы долгосрочного кредитования хозяйственной деятельности под гарантии правительств Республики Беларусь и Российской Федерации.
Для противодействия снижению конкурентоспособности белорусских товаров на российских рынках в долгосрочной перспективе должно стать повышение качества и снижение материалоемости белорусских товаров.
В условиях кризиса следует отказаться от оценки деятельности по объемным показателям. Важнейшими должны быть: доходы от экспортно-импортных операций (если предприятие-экспортер закупило для по импорту производственных целей сырья, материалов, комплектующих изделий на сумму на 10 млн. долл, то поставить за границу товаров на эту же сумму плюс вновь созданная стоимость (зарплата, амортизация плюс прибыль) не менее 30%. В случае, если предприятие-экспортер такие условия не обеспечивает, то оно не должно получать  государственные субсидии.
Важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности белорусских товаров является снижение курса белорусского рубля темпами не ниже, чем происходит девальвация российского рубля. Разовое двадцатипроцентное обесценение белорусского рубля смогло частично восстановить ценовую конкурентоспособность отечественных товаров на российском рынке, существенно понизившуюся в результате проведенной в России в IV квартале 2008 г. плавной девальвации российского рубля. Однако курс российского рубля продолжает снижаться и потенциал проведенной в Беларуси девальвации, с точки зрения ее положительного воздействия на экспорт в Российскую Федерацию, уже практически исчерпан.
Следовательно, существуют реальные предпосылки для дальнейшего снижения курса белорусского рубля относительно доллара США и евро. В целях сохранения рублевых депозитов населения в банках, потребуется дальнейшее увеличение Национальным банком Беларуси ставки рефинансирования, что может усилить инфляционные тенденции.
Стимулирование сбыта на внутреннем потребительском рынке
Плавная девальвация белорусского рубля станет важным фактором увеличения сбыта белорусских товаров на внутреннем рынке. Такая политика усилит также ориентацию белорусских потребителей на импортозамещение, поскольку импорт будет постоянно расти в цене.
На внутреннем рынке платежеспособным спросом обладают преимущественно домашние хозяйства. На 1 января 2009 г. физические лица имели на депозитах в коммерческих банках 13,3 трлн. рублей, что эквивалентно 5 млрд. долл. США (из них на рублевых депозитах – 7,7 трлн. рублей, в иностранной валюте – 5,5 трлн. руб.). Следует отметить, что за последние месяцы 2008 г. вклады в белорусских рублях сократились на 13,4%, а в иностранной валюте возросли на 30,0%. То есть, уже в конце года население испытывало определенное недоверие к белорусской национальной валюте.
Кроме того, по разным подсчетам, на руках население имеет денежных средств по разным подсчетам от 2 до 5 млрд. долл. Таким образом, даже по минимальным оценкам, величину отложенного спроса домашних хозяйств можно оценивать в размере от 3 до 5 млрд. долл. Для обеспечения устойчивости национальной валюты и для удовлетворения этого спроса необходимо предоставить качественные товары и услуги.
Наиболее эффективно «связывает»  деньги населения жилищное строительство. Кроме того, эта отрасли является одной из наименее «импортоемкой» (если не считать покупку импортных отделочных материалов и мебели). Поэтому жилищное строительство нужно продолжать в основном за счет собственных и банковских ресурсов. При этом на период кризиса следует ограничить направление бюджетных средств в жилищное строительство.
Было бы также целесообразно наращивать производство потребительских товаров, однако, учитывая имеющийся технологический уровень большинства белорусских предприятий, существуют серьезные сомнения в возможности достижения серьезных успехов без значительных иностранных инвестиций. Проблема усугубляется серьезным отставанием в привлечении иностранных инвестиций в производство белорусских потребительских товаров. В результате внешние рынки для таких товаров будут ограничены. Так, теряют конкурентоспособность белорусские телевизоры и холодильники, а автомобили «Самант» вообще не могут рассматриваться как серьезный экспортный товар после строительства в России предприятий ведущих автомобильных марок.
В белорусских условиях целесообразно сделать упор на развитие сферы услуг (в том числе въездной туризм). У нас, например, слабо развит  и дорог интернет, недостаточно развита сеть общественного питания, цены заоблачные, качество низкое. Логистические центры не смогут эффективно работать до тех пор, пока не будут устранены очереди на границах.
Но в ближайшей перспективе не следует  стимулировать потребительский спрос, поскольку деньги населения дорогие (за них нужно платить высокий процент по депозиту), в противном случае увеличение потребительского спроса будет вести к увеличению спроса на валюту, что в условиях несбалансированности экспорта и импорта может привести к дефолту.
Tags: наши материалы
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments