luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Хорошие активы (как и машину) - не купишь

Экономисты мало что могут сказать о природе нынешнего кризиса. На первый взгляд существуют вполне правдоподобные теории. Одна из них — теория информационной асимметрии. В 1970 г. вышла знаменитая статья Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (так в США называют подержанные, «выжатые» автомобили). Покупатель не может по внешнему виду определить степень износа. Лучший выход для него — предположить, что у машины среднее качество, и предложить за нее среднюю цену. Продавец не может получить за отлично сохранившуюся машину приличные деньги, поэтому он и не будет ее продавать. В итоге среднее качество подержанных машин на рынке стремится к снижению. «Лимоны» выдавливают с рынка приличные экземпляры. Обратная ситуация в страховании. Покупатель лучше продавца знает, каковы его риски. Происходит «неблагоприятный отбор»: страховщики устанавливают тариф, отпугивающий клиентов с низкими рисками. В итоге доля высокорискованных контрактов в портфеле стремится к росту за счет доли менее рискованных.
Все вышесказанное в полной мере относится к финансовым рынкам. Доминирующая гипотеза информационной эффективности подразумевает, что цены отражают всю имеющуюся на сегодня информацию об активе. Но любой профессионал возразит, что есть те, кто знает больше других, и именно они зарабатывают больше.
Но вряд ли стоит винить в нынешнем кризисе информационную асимметрию. Эта теория подразумевает, что кто-то хорошо информированный выиграет за счет несчастных простаков. Но как объяснить, что проигрывают (или выигрывают) все, везде и одновременно?
Теоретики информационной эффективности полагают, что собрать полную информацию об активе (да и вообще обо всем) в принципе возможно. Беда лишь в том, что не все этой информацией владеют. Но в примере Акерлофа проблема определения цены на машину не в том, что никто не знает, когда она сломается. Она в том, что продавец гораздо лучше представляет себе шансы на поломку, чем покупатель.
Настоящая проблема этого мира в том, что те, кто считает себя осведомленным лучше других и пытается обмануть ближнего, на самом деле обманывают сами себя — они тоже ничего не знают. Иначе кризиса и не случилось бы: кто-нибудь обязательно делал бы правильные ставки и рос бы до небес. Но вся информация есть только у Бога, а он не играет на бирже. «Удивительно, насколько ненадежен тот базис знаний, на основе которого мы строим наши оценки будущих доходов», — писал Джон Мейнард Кейнс много лет назад. Нет никакой полной информации. Ни у кого.
Речь идет о различных степенях слабой информированности. Другими словами, лучше исходить из предпосылки о несовершенстве знания, чем из веры в возможность обладания всей информацией. Так проще будет объяснить, почему мы оказались там, где мы оказались.
Автор — член палаты лордов британского парламента, профессор Уорвикского университета; его сайт — www.skidelskyr.com
здесь
Tags: кризис
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments