luchecon (luchecon) wrote,
luchecon
luchecon

Обсуждение проблем импортозамещения

Отрывки из стенограммы "Круглого стола" в газете "Советская Белоруссия".
М.Ковалев: Если мы хотим, чтобы население покупало наши отечественные товары, то надо вести соответствующую разъяснительную, идеологическую, если хотите, работу. И ничего зазорного в этом нет. Я сам лично на одном из заводов «Фольксваген» видел плакат: «Когда ты покупаешь импортный автомобиль, ты лишаешь своего товарища работы!» И правильно. Это нужно, чтобы каждый, покупая импортное, например, пиво, понимал, что он лишает работы своего товарища, работающего на нашем пивзаводе.
Кроме того, нужно пересмотреть политику кредитования. Сегодня мы фактически стимулируем спрос на импортные товары. Из тех 13 триллионов, которые граждане хранят в банках, мы 6 триллионов выдали как кредиты на жилье, а 5 триллионов — это 2,5 миллиардов долларов! — на покупку в основном импорта. Лучше бы направили их на стимулирование инноваций и покупку или создание современных технологий. А так только в этом году — за 9 месяцев — у нас куплено почти на миллиард долларов автомобилей...
Однако, защищая интересы наших производителей, я категорически не согласен с тем, что мы на самых верхах должны заниматься такими мелочами, как зубочистки. Составлять перечни, циркуляры, планировать что–то. Зачем тогда нужна рыночная экономика? Есть вещи, которые лучше рынка никто не определит. Вы можете себе представить, что «Милавице» будет доведено планом, извините, одевать в корсетные изделия итальянских женщин? Они сами ищут, изучают все возможности выйти на тот или иной рынок. И с чем туда можно выходить, а с чем нельзя, бесполезно, невыгодно и себе в убыток. Они сами все просчитают лучше чиновника без всякого планирования.
А.Лученок: А я не могу согласиться с тем, что у нас отрицательное сальдо внешней торговли лишь потому, что деньги раздаются на потребительские кредиты направо и налево. Такие кредиты даются на короткие сроки и их нужно возвращать. Дело в другом: в последние годы очень быстрыми темпами росли доходы населения. Если же не связать имеющиеся на руках деньги товарами, мы ускорим инфляцию.
На этом фоне меня смущает практика разработки перечней потребительских товаров, которые не рекомендуются к ввозу. Почему чиновник должен решать, что покупать населению? Ведь потребительский импорт за 9 месяцев в объеме всего импорта составил всего 13,6 процента. Не он определяет отрицательное сальдо внешней торговли, а промежуточный импорт — энергоресурсы, сырье, материалы, комплектующие для наших сборочных производств. Тут проблема несколько сложнее, ее решить сразу не удастся. Дело не в том даже, что мы закупаем много энергоресурсов. Есть множество стран, которые покупают еще больше. А причина в том, что мы хозяйствуем неэффективно. С тем механизмом, который у нас есть, разрыв между экспортом и импортом сократить не удастся. Нужно в самом механизме хозяйствования решительнее идти на перемены. И тогда программ импортозамещения нам не понадобится принимать. А так по ряду товарных позиций мы продаем за рубеж себе в убыток. Может, для производителей, например, телевизоров и сельхозпродукции эта торговля и выглядит рентабельно. Но если мы учтем, сколько они получили госсубсидий, закрыв значительную часть своих затрат, то выходит, что мы работаем себе в убыток.
Если «Горизонт» ежегодно получал крупные субсидии от государства, то ему, в принципе, было выгодно продавать по низким ценам в России свою продукцию. Он даже неплохо конкурировал с китайскими телевизорами... Но здесь выгода для предприятия оборачивалась невыгодностью для государства. Это еще можно понять, когда заводы становятся на ноги, им надо развить производство, расширить рынок. Но здесь мы видим картину, повторяющуюся из года в год. Вот что плохо!
«СБ»: По поводу автомобилей хотелось бы кое–что уточнить. Вот любопытный пример. Посол Франции в Беларуси ездит не на «Мерседесе», а на более скромном, но родном «Пежо». Есть в этом какое–то проявление товарного патриотизма. А почему наши госслужащие, которые выступают за импортозамещение, игнорируют «Саманды», которые собираются у нас под Минском?
В.Маргелов: У сегодняшнего потребителя должно быть право выбора. Мы же, слава Богу, живем не в эпоху «военного коммунизма» и товарного дефицита. Мне, например, «Саманд» не нужен. Не устраивает соотношение цены и качества. Проигрывает в моих глазах и стиральный порошок «Бархiм» порошкам известных брэндов. И даже равные условия в торговле не помогут сейчас увеличить продажи барановичскому производителю. И если я хочу купить импортное пиво, я пойду и куплю его, даже если оно дороже, например, «Крынiцы». Покупатель приходит и ищет то, что ему нужно. Нет — будет искать в другом месте...
Говоря о политике импортозамещения, думаю, нелишне вспомнить классиков политэкономии. Лет 200 назад экономист Рикардо писал, что максимальную выгоду получают государства, которые задействованы в общественном разделении труда. Всегда найдутся страны, в которых в силу географических или других условий производство каких–то товаров будет выгоднее, чем в других. Вопрос лишь в том, чтобы найти свое место, свою нишу в мировом производстве, где бы процент добавленной стоимости был как можно выше. В космической отрасли — 100 тысяч процентов добавленной стоимости. В авиации — 10 тысяч. В тракторостроении — 30 процентов, а в сельском хозяйстве — 15. Здесь есть над чем подумать. Стоит ли нам загружать свои производственные мощности, грубо говоря, выпуском зубочисток?
«СБ»: Мы подошли к очень важному вопросу. Где же они, потенциальные ниши Беларуси на мировом рынке?
А.Лученок: Мы почему–то зациклились на промышленном производстве. А посмотрите, у нас традиционно положительное сальдо в сфере услуг — 1,3 миллиарда долларов. Может, акценты смещать в эту сторону? Вот взять бы хотя бы часть средств, которые мы бросаем на поддержку устаревших, неперспективных производств, да направить их на поддержку высокотехнологичных предприятий с высокой долей интеллектуального труда.
Почему бы нам не развивать услуги в области программирования, телекоммуникаций, туризма? Кстати, о туризме. Приезжают москвичи, восхищаются нашими городами, Минском. И спрашивают, а почему в Москве нигде нет красочных буклетов о белорусской столице, областных городах? У вас тут ими все магазины и киоски завалены, а за пределами страны их просто нет...
М.Ковалев: Согласен. Нет смысла развивать на перспективу энергоемкие и материалоемкие производства. Не надо нам стараться производить все и стараться все экспортировать. Здесь уже упоминалась теория сравнительных преимуществ, которая заставляет каждую страну специализироваться на чем–то одном. И производить это в больших объемах. Как Финляндия. Маленькая страна, специализируется на телекоммуникациях и биотехнологиях. Швеция — на машиностроении. Нужно концентрировать усилия в более узком спектре производства. Но смотреть надо не столько на то, что у нас есть из имеющихся мощностей, которые надо развивать, а на тенденции рынка. И на свои сравнительные преимущества. Зачем цепляться, затрачивать огромные усилия и средства на те направления, где мы уже сталкиваемся с сужением рынка, проблемами экспорта из–за растущей конкуренции со стороны других стран?
У нас уже выкристаллизовываются будущие кластеры, на которых мы сможем в дальнейшем опираться. Через нашу территорию проходят нефтяные и газовые потоки с Востока на Запад. Это наш шанс стать, как Голландия, нефтехимическим кластером. Почему нам не развивать глубокую переработку, получая широчайший спектр сложнейших химических веществ, которые имеют спрос во всем мире? Пригласить инвестора с самыми современными технологиями, а не пытаться что–то перерабатывать самим на своем старом оборудовании. Без кооперации с производителями развитых стран сегодня работать невозможно. Но вторым Роттердамом мы можем стать только тогда, когда наши заводы будут принадлежать не только нам, но и тем, кто поставляет к нам сырье!
И правильно сказал коллега, надо смещать акцент от традиционных производств к созданию современных информационных технологий. Долго у нас думали, создавая Парк высоких технологий. А результаты–то ведь уже радуют! Только за прошлый год экспорт высокоинтеллектуальной продукции вырос вдвое и достиг 95,5 миллиона долларов США. По итогам этого года тоже ждем удвоения... Вот куда надо вкладывать средства, вот что надо всеми силами государству поддерживать.
здесь

Там же есть комментарии:

"Родственник купил телевизор "Витязь". Через пять минут просмотра глаза болят! И никакими настройками не помочь! Я свой допотопный японский телек, модель которого была устаревшей ещё 10 лет назад, маме отдала. Так у него качество изображения - несравнимо лучше. Уже два года без телевизора живу. Но "Витязь" - ни за что не куплю. И даже даром не возьму - здоровье дороже. Да простят меня производители. То же самое и с Бархимом. Будет качество - будем покупать. А вот стиральной машиной отечественной - довольна! Работает нормально, и ничего лишнего.
Об одежде скажу. Ходила по магазинам перед праздниками, блузку выбирала. Если модель хорошая - то ткань никуда не годится. И наоборот. Людей много было в универмаге, очереди в примерочные по часу. Понаблюдала - около касс - никого. Все уходят с пустыми руками. Думайте, производители одежды (да и ткани тоже) ! Могли значительно больше заработать!
Обувь отечественную смогу носить только тогда, когда кроме узких польско-итальянских колодок у обувщиков появятся широкие, "азиатские". Нас таких, с широкими ногами, по статистике, 40 процентов в Беларуси. Вот и охотимся за обувью российско-китайского производства. Какое уж тут импортозамещение. На ножку 37-го размера обувь Марко или Белвест - 39-40 надо покупать. Очень неудобно. И о кухне. Когда жидкость для мытья посуды (отечественная) и печенье (отечественное) пахнет очень сильно и, причём, совершенно одинаково... Почему-то пропадает желание покупать и то, и другое".

"я покупаю белорусскую обувь "БелВест" (правда носится она один сезон и ремонту не подлежит), смотрю телевизор "Горизонт", ему уже 12 лет, экран посинел, (поменять на новый - ни один магзин фирменный не принимает в зачет нового старый).
покупаю продукты на рынке Ждановичи (Лебяжий) - нет ни одной маркировке на единицах колбасных изделий о том, когда выпущена и каков срок годности... кстати, справка о том, что в республике такой-то товар не выпускается стоит около 100 тысяч (по одной позиции)".

"Может, действительно не следует заниматься планированием сотен товарных позиций — от комбайнов до зубочисток? Может быть, лучше создать привлекательные и главное — равные условия для всех субъектов хозяйствования? Чтобы они, конкурируя между собой, производили инновационные продукты, имеющие спрос на рынке? Как на внутреннем, так и на внешнем. экономика у нас зарегулирована. Вы по- прежнему будете настаивать, что я, купив СВОЙ порошок, решу проблему ТАКОЙ ЭКОНОМИКИ?"

"Скажу снова и снова- чиновничество хуже коррупции. Цифра подгоняется под нужный ответ. Это обман. Да, стиральная машина произведена в Беларуси. Но барабан импортный, электродвигатель импортный, манжеты, фланцы, уплотнители, сальники и проч. импортное. Какое, к черту, это импортозамещение - почти все зарабртанное нужно отправить "буржуинам" за комплектующие. Да, наши холодильники по цене сравнимы с импортными. Назовите мне марку Минского холодильника с системой "Ноу фрост" и я завтра его куплю. Обещаю! Пусть даже он будет несколько дороже и с импортными компрессорами, морозильными камерами, электродвигателями и дверными уплотнителями. Не назовете! Таких моделей нет. Пылесосы, микроволновки, фены, телевизоры, обувь, выпивку и проч. и рад бы купить отечественное - но жалко денег (чай, не Березовский). Склоняюсь к мнению А. Лученка - как только государство прекратит вливать МОИ деньги (ведь само государство нигде не работает) в "мертвые" предприятия (они все равно сдохнут), так мне сразу станет легче - так как эти МОИ деньги не будут "закапываться" ккуда-либо, а будут работать на МЕНЯ и государство. Нужен ещё идин "НЭП". Он помог Советской России".
То, что мы спорим с М.М.Ковалевым, не значит, что мы в плохих личных отношениях Сегодня, кстати,  вместе были в одном приятном ресторанчике.
Tags: импортозамещение
Subscribe

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.
  • 18 comments
  • 18 comments

Comments for this post were locked by the author