luchecon

Categories:

Вместо правды — иллюзии


Для «правдивого» изображения архитектурного объекта, скульптуры или картины и в древние века приходилось их искажать. А в современном мире все вообще построено на иллюзиях, выдаваемых за правду. 

***

Во время проектирования Парфенона архитекторы Иктин и Калликрат использовали всевозможные способы для создания впечатляющей и правильной картинки. Для этого они изменяли пропорции и конфигурацию самих элементов здания. И начали с основания (стилобата) храма. Чтобы избежать «проседания» пола, каменную платформу сделали чуть выпуклой в центре, по этой же причине ступени Парфенона слегка изогнули.

С колоннами пришлось повозиться не меньше. Зная о воздействии света на восприятие человеческого глаза, они рассчитали, что угловые колонны всегда будут освещены ярким небом Эллады, а вот остальные – видны лишь на темном фоне самого храма. Чтобы избежать зрительного уменьшения размеров угловых столбов, их сделали немного шире чем остальные, также их разместили ближе к соседним. Благодаря этому приему удалось сгладить иллюзию «истончения» крайних опор и создать иллюзию одинакового расстояния между колоннами.

Если же заняться измерением каждой из последующих опор, то окажется, что они также видоизменены, причем нарушений пропорций и прямых линий, добавление утолщений или создание уклонов могло быть несколько на одном элементе.

Чтобы Парфенон выглядел более впечатляющим и высоким, колонны к верху заузили. | Фото: connection-people.com.

Чтобы здание казалось выше и создавалось впечатление устремляющегося в небо храма, колонны заузили к верху. Для «борьбы» с иллюзией вогнутости массивных опор их попросту утолщали приблизительно на уровне нижней трети ствола. Это средство компенсации называется «энтазис» (от греч. entasis — напряжение, усиление).

Горизонтальная балка заужена к центру, чтобы компенсировать зрительные иллюзии (Парфенон, Афины).

С помощью подобных средств иллюзорной компенсации удалось достичь правильного восприятия вертикальных и горизонтальных прямых, которые кажутся совсем не параллельными, если имеют значительную длину. Горизонтальную балку (архитрав), например, которая размещается на капителях колонн, по центру сделали более узкой, чем по краям, но издали она кажется абсолютно ровной. Чтобы опоры получились более стройными и ровными, их чуть «заваливали» относительно основания. Мало того, что эта хитрость помогла выдержать идеально ровные углы и линии для человеческого восприятия, так еще конструкция становилась более цельной и прочной.

При создании самого загадочного культового сооружения Великобритании также использовались приемы курватуры (Стоунхендж).

Подобные секреты и приемы в строительстве грандиозных зданий, в особенности храмов и дворцов, знали и применяли не только древние греки. Если посмотреть на знаменитую достопримечательность Англии – Стоунхендж, то можно заметить, что его создатели во время обработки поверхности камней делали ее более выпуклой, причем со всех его сторон. Благодаря этому сами валуны кажутся прямоугольными, а стыки между столбами и уложенными на них плитами – более ровными (человеческий глаз видит их перпендикулярными).

Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре построен с поправкой на оптические иллюзии.

Русские зодчие также были знакомы с оптическими иллюзиями и в своих творениях зачастую использовали хитрые компенсационные приемы. Взять, к примеру, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре – важнейший памятник ранне-московского зодчества (1422 г.), воздвигнутый над гробом Сергия Радонежского. Его стены были сделаны с уклоном к центру здания, чтобы не обмануть зрение, а как раз наоборот, усилить ощущение его устойчивости.

Внутри же храма с помощью опоры купола, в котором были сделаны проемы щелевидной формы, сужающиеся к его вершине, удалось визуально «приподнять» строение. Подобным свойством обладают и крутые линии арок и сводов, устремляющиеся вверх, которые также можно увидеть в русской святыне.

Кампанила Санта-Мария дель Фьоре спроектирована Джотто ди Бондоне по законам обратной перспективы (Флоренция).

Ярким примером того, как зрительно уравновесить монументальное здание внушительной высоты, стала колокольня Кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, которую спроектировал итальянский живописец и главный архитектор Флоренции – Джотто ди Бондоне (1267—1337). Рассчитывая пропорции кампанилы (колокольни), он решил прибегнуть к обратной перспективе, которая помогла избежать кажущегося искажения размеров с изменением расстояния.

Всем известно, если взглянуть на высокое здание снизу в верх, то обязательно создастся впечатление, что верхняя его часть гораздо уже, чем у основания, при этом кажется, что оно «завалено» назад. Чтобы выровнять восприятие, итальянец сделал колокольню так, что ее верхняя часть имеет значительно большие размеры чем нижняя. Таким образом, человек видит абсолютно ровное сооружение, которое действительно порадует глаз.

Применение законов оптики и перспективы при создании иллюзорного напольного покрытия, дезориентирующего в пространстве.

А вот древние греки эту проблему решали проще – они наклоняли верхнюю часть здания чуть вперед (относительно вертикального его положения). Как правило, это делали с помощью фронтона, который устанавливался под углом (так вешают картины в художественных галереях). Также наверху здания устанавливали более рельефные скульптуры, сглаживающие визуальный эффект.
Источник

promo luchecon april 1, 2014 14:26 2
Buy for 10 tokens
"Если первым не писать людям и не навязываться, то можно обнаружить, что, в принципе, никому ты и не нужен". Афоризм для промоутеров.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.